Приложение № 4 ООП НОО Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» Уровень начального общего образования 1. Планируемые результаты освоения учебного курса Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразие природы, народов, культур и религий; 3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4. овладение начальными навыками адаптации динамично изменяющимся и развивающимся мире; 5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8. развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотиваций к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления; 2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4. формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измерять величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео – и графическом сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо – видовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11. готовность слушать собеседника и вести диалог и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; 14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Предметные результаты: 1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателем общей культуры и гражданской позиции человека; 4. овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 5. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Обучающийся научиться: участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения); (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя); пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач; различать устную и письменную речь; различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи; отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста; читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать; составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу. Обучающийся получит возможность научиться: анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания; соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника; озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли; распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность; составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки); находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы); составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему; составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике); письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам; проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении. 2. Содержание учебного курса Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: • раздельное написание слов; • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши); • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; • перенос слов по слогам без стечения согласных; • знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Систематический курс Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на - ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации: сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные. Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа «желток», «железный» непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных ночь, нож, рожь, мышь); безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин); безударные падежные окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями; не с глаголами; мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь); мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; безударные личные окончания глаголов; раздельное написание предлогов с другими словами; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки; знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение -описание, сочинение-рассуждение. 5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы УМК «Школа России» 1 класс № Тема урока Добукварный период Кол-во часов 18 1 Знакомство с прописью и разлиновкой на ее страницах. Гигиенические правила письма. 1 2 Строка и междустрочное пространство. Письмо наклонных прямых. 1 3 Письмо полуовалов «левых» и «правых». Письмо овалов. 1 4 Письмо наклонных прямых с закруглением внизу вправо и влево 1 5 Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением внизу и вверху. Письмо полуовалов 1 6 Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением внизу влево и вправо 1 7 Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху и внизу вправо и влево. Письмо удлиненной петли внизу. 1 8 Письмо полуовалов «левых» и «правых». Пись мо овалов. 1 9 Письмо строчной буквы а. 1 10 Письмо прописной буквы А. 1 11 Письмо строчой буквы о. 1 12 Письмо прописной буквы О. 1 13 Строчная буква и . 1 14 Заглавная буква И 1 15 Написание буквы ы 1 16 Написание букв ы, и 1 17 Письмо строчной буква у 1 18 1 Букварный период 61 19 Письмо строчной буквы н 1 20 Письмо прописной буквы Н. Письмо изученных букв. 1 21 Письмо строчной буквы с 1 22 Письмо прописной буквы С 1 23 Письмо строчной буквы к. 1 24 Письмо прописной буквы К 1 25 Письмо строчной буквы т 1 26 Письмо прописной буквы Т 1 27 Письмо строчной буквы л. 1 28 Письмо прописной буквы Л. 1 29 Письмо прописной буквы р. 1 30 Написание прописной буквы Р 1 31 Написание строчной буквы в. 1 32 Написание прописной буквы В 1 33 Написание строчной е 1 34 Написание прописной буквы Е 1 35 Упражнение в написании изученных букв. Написание строчной буквы п. 1 36 Резерв 37 Написание прописной буквы П 1 38 Написание строчной буквы м. 1 39 Написание прописной буквы М. 40 Написание строчной буквы з. 1 41 Написание заглавной буквы З. 1 42 Написание строчной буквы б 1 43 Написание заглавной буквы Б 1 44 Написание строчной буквы д. 1 45 Написание заглавной буквы Д 1 46 Написание строчной буквы я. 1 47 Написание заглавной буквы Я 1 48 Написание строчной буквы г. 1 49 Написание заглавной буквы Г. 1 50 Упражнение в написании буквы ч 1 51 Написание прописной буквы ч 1 52 Написание заглавной буквы Ч 1 53 Упражнение в написании слов, слогов и предложений с изученными буквами 1 54 Написание ь знака 1 55 Написание строчной буквы ш. 1 56 Написание заглавной буквы Ш. 1 57 Написание слов с ши 1 58 Написание строчной буквы ж 1 59 Написание заглавной буквы Ж 1 60 Строчная буква ё 1 61 Написание заглавной буквы Е 1 62 Написание строчной буквы й 1 63 Упражнение в написании слов предложений с буквой й 1 64 Написание строчной буквы х. 1 65 Заглавная буква Х 1 66 Написание слов и предложений с изученными буквами 1 67 Написание строчной буквы ю 1 68 Написание заглавной буквы Ю 1 69 Написание строчной буквы ц 1 70 Написание заглавной буквы Ц 1 71 Написание строчной буквы э 1 72 Написание заглавной буквы Э 1 73 Написание строчной буквы щ 1 74 Написание слов ча-ща. Чу – щу. 1 75 Написание заглавной буквы Щ 1 76 Написание строчной и заглавной Букв Ф, ф. 1 77 Написание слов с ь иъ знаками 1 78 Написание слов ча-ща, чу-щу 1 Контрольное списывание 1 79 Русский язык. Послебукварный период Наша речь 5 80 Наша речь. 1 81 Устная и письменная речь 1 82 Текст и предложение 1 83 Предложение. Проверочная работа №1 1 84 Диалог 1 Слова, слова, слова 4 85 Роль слов в речи. 1 86 Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действия предметов. 1 87 «Вежливые слова» 1 88 Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова 1 Слово, слог. ударение 6 89 Слог как минимальная произносительная единица. 1 90. Деление слов на слоги. 1 91. Перенос слов 1 92 Перенос слов 1 93. Ударение (общее представление). 1 94. Ударение и безударные слоги 1 Звуки и буквы 37 95 Звуки и буквы. 1 96. Диктант № 1 по теме «Предложение» 1 97. Анализ диктанта. Русский алфавит, или Азбука. 1 98 Русский алфавит, или Азбука. 1 99 Гласные звуки и буквы . 1 100 Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. 1 101. Гласные звуки и буквы. Слова с буквой э. 1 102. Обозначение ударного гласного буквой на письме 1 103 Особенности проверяемых проверочных слов. Правописание гласных в ударных и безударных слогах 1 104 Резерв 1 105 Правописание гласных в ударныхи безударных слогах 1 106 Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука 1 107. Согласные звуки и буквы 1 108. Слова с удвоенными согласными 1 109 Слова с буквами И и Й. 1 110. Твердые и мягкие согласные звуки. 1 111. Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. 1 112. Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. 1 113 Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком 1 114 Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. 1 115 Востановление текста с нарушенным порядком предложение 1 116 Глухие и звонкие согласные звуки 1 117 Парные звонкие и глухие согласные звуки. 1 118 Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов. 1 119 Правописание парных согласных звуков на конце слов 1 120 Правописание парных согласных звуков на конце слов 1 121 Шипящие согласные звуки 1 Буквосочетаниями чк, чн, чт. 1 1 124 Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. 1 125 Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши. ча-ща, чу-щу. 1 126 Диктант № 2 по теме « Повторение изученного » 1 127 Анализ диктанта. Заглавная буква в словах 1 128 Проект «Сказочная страничка» 1 129 Комплексная итоговая работа 1 130 Закрепление изученного материала 1 131 Повторение и обобщение изученного материала 1 132 Повторение и обобщение изученного материала 1 122- 123 2 класс № урока Тема урока Радел «Наша речь» Кол-во часов 3 1 Знакомство с учебником. Какая бывает речь? 1 2 Что можно узнать о человеке по его речи? 1 3 Как отличить диалог и монолога? 1 Радел «Текст» 4 4 Что такое текст? 1 5 Что такое тема и главная мысль текста? 1 6 Части текста. 1 7 Диктант 1 8 Анализ диктанта 1 Раздел «Предложение» 9 9 Что такое предложение? 1 10 Как из слов составить предложение? 1 11 Что такое главные члены предложения? 1 12 Что такое второстепенные члены предложения? Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. 1 13 1 14 Распространённые и нераспространённые члены предложения 1 15 Как установить связь слов в предложении? 1 16 Сочинение по репродукции картины И.Остроухова «Золотая осень». Коллективное составление 1 рассказа 17 Диктант по теме «Члены предложения» 1 Раздел «Слова, слова, слова…» 17 18 Что такое лексическое значение слова? 1 19 Что такое однозначные и многозначные слова? 1 20 Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? 1 21 Что такое синонимы? 1 22 Что такое антонимы? 1 23 Контрольный диктант 1 24 Анализ диктанта 1 25 Что такое родственные слова? 1 26 Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? 1 27 Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? 1 28 Какие бывают слоги? 1 29 Как определить ударный слог? 1 30 Как переносить слова с одной строки на другую? 1 31 Как переносить слова с одной строки на другую? 1 32 Обучающее сочинение по серии картинок 1 33 Контрольный диктант 1 34 Анализ диктанта. Проверочная работа 1 Раздел «Звуки и буквы» 31 35 Как различать звуки и буквы? 1 36 Как мы используем алфавит? 1 37 Как мы используем алфавит? 1 38 Какие слова пишутся с заглавной буквы? 1 39 Как определить гласные звуки? 1 40 Контрольный диктант 1 41 Анализ диктанта 1 42 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне 1 43-44 Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. 2 45-46 Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. 2 47 Обучающее сочинение. 1 48 Диктант. Проверочная работа 1 49 Работа над ошибками 1 50 Как определить согласные звуки? 1 51 Согласный звук [Й] и буква И краткое. 1 52 Согласный звук [Й] и буква И краткое. 1 53 Слова с удвоенными согласными. 1 54 Развитие речи. Работа с деформированным текстом 1 55 Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. 1 56 Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. 1 57 Как обозначить мягкость согласного звука на письме? 1 58 Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. 1 59 Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. 1 60 Контрольный диктант 1 61 Анализ диктанта. Проверочная работа 1 62 Наши проекты. Пишем письмо. 1 Раздел «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками 25 63 Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. 1 64 Развитие речи. Обучающее изложение. 1 65 Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные». 1 66 Наши проекты. Рифма. 1 67 Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ 1 68 Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ 1 69 Проверь себя «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу» 1 70 Как отличить звонкий согласный от глухого? 1 71 Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные от глухих? Проверка парных согласных в корне слова 1 72 1 73 Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. 1 74 Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста 1 75 Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова 1 76 Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова 1 77 Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова 1 78 1 79 Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста Контрольный диктант 80 Работа над ошибками . Проверочная работа 1 81 Правописание слов с разделительным мягким знаком. 1 82 Правописание слов с разделительным мягким знаком. 1 83 Правописание слов с разделительным мягким знаком. 1 84 Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. 1 85 Контрольное списывание. Правописание слов с разделительным мягким знаком. 1 86 Работа над ошибками. Обучающее сочинение «Зимние забавы» 1 87 Обобщение изученного материала. 1 Раздел «Части речи» 1 41 88 Что такое части речи? 1 89 Что такое части речи? 1 90 Что такое имя существительное? 1 91 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные 1 92 Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и 1 93 1 фамилиях людей 94 Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и 1 фамилиях людей 95 Заглавная буква в написаниях кличек животных 1 96 Заглавная буква в географических названиях 1 97 Обучающее изложение 1 98 Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. 1 99 Диктант. 1 100 Анализ диктанта. Единственное и множественное число имён существительных. 1 101 Единственное и множественное число имён существительных. 1 102 Единственное и множественное число имён существительных. 1 103 Обучающее изложение 1 104 Проверка знаний. 1 105 Диктант. 1 106 Анализ диктанта. Что такое глагол? 1 107 Что такое глагол? 1 108 Единственное и множественное число глаголов 1 109 Единственное и множественное число глаголов 1 110 Правописание частицы НЕ с глаголами. 1 111 Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». 1 112 Что такое текст –повествование? 1 113 Проверка знаний 1 114 Что такое имя прилагательное? 1 115 Связь имени прилагательного с именем существительным. 1 116 Прилагательные близкие и противоположные по значению. 1 117 Единственное и множественное число имён прилагательных. 1 118 Что такое текст – описание? 1 119 Проверка знаний 1 120 Общее понятие о предлоге. 1 121 Раздельное написание предлогов со словами. 1 122 Восстановление предложений. 1 123 Проверка знаний 1 124 Что такое местоимение? 1 125 Что такое местоимение? 1 126 Что такое текст – рассуждение? 1 127 Контрольный диктант 1 128 Анализ диктанта. Проверка знаний 1 Повторение 129 130 8 Повторение по теме «Текст» 1 Сочинение по картине 1 131 Повторение по теме «Предложение» 1 132 Повторение по теме «Слово и его значение» 1 133 Повторение по теме «Части речи» 1 134 Повторение по теме «Звуки и буквы». 1 135 Повторение по теме «Правила правописания» 1 136 Контрольное списывание 1 3 класс № урока Тема урока Раздел «Язык и речь» - 2 ч. Кол-во часо 2 1 Наша речь. Виды речи 1 2 Наш язык 1 Раздел «Текст. Предложение. Словосочетание» 11 3 Текст. Типы текстов 1 4 Предложение. Виды предложений по цели высказывания 1 5 Виды предложений по интонации 1 6 Предложения с обращением 1 7-8 Главные и второстепенные члены предложения. 2 9-10 Простое и сложное предложения 2 11-12 Словосочетание 2 13 Контрольный диктант по теме «Предложение» 1 Раздел «Слово в языке и речи» 18 14 Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 1 15 Синонимы и антонимы 1 16 Омонимы. 1 17 Слово и словосочетание 1 18 Фразеологизмы 1 19 Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка». 1 20 Части речи. 1 21 Имя существительное. 1 22 Имя прилагательное. 1 23 Глагол 1 24 Что такое имя числительное? 1 25 Однокоренные слова 1 26 Звуки и буквы. Гласные звуки 1 27 Звуки и буквы. Согласные звуки 1 28 Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак 1 29 Изложение текста М.Пришвина «Полянка» по коллективно составленному плану. 1 30 Проект «Рассказ о слове». 1 31 Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» 1 Раздел «Состав слова» 14 32 Что такое корень слова? Как найти в слове корень? 1 33 Сложные слова 1 34 Что такое окончание? Как найти в слове окончание? 1 35 Окончание слова 1 36 Что такое приставка? Как найти в слове приставку? 1 37 Значение приставок 1 38 Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? 1 39 Значения суффиксов. 1 40 Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». 1 41 Что такое основа слова? 1 42 Обобщение изученного 1 43 Контрольный диктант по теме «Состав слова» 1 44 Подробное изложение повествовательного текста В.Бианки «Скворцы» 1 45 Проект «Семья слов» 1 Раздел «Правописание частей слова» 23 В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне 1 47-48 Правописание слов с безударными гласными в корне. 2 49-50 Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне 2 Сочинение по серии картин «Серая Шейка». 1 52-53 Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. 2 54-55 Правописание слов с удвоенными согласными 2 56 Сочинение по опорным словам по картине В.Васнецова «Снегурочка». 1 57 Контрольный диктант по теме « Правописание корней слова» 1 46 51 58-59 Правописание суффиксов и приставок 60-61 Правописание приставок и предлогов в словах. 2 62 Правописание слов с разделительным твёрдым знаком 1 63 Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» 1 Разделительный твёрдый и мягкий знак 2 66 Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту М. Родионовой «Скворец-музыкант». 1 67 Проект «Составляем орфографический словарь» 64-65 2 Раздел «Части речи» 68 Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. Части речи Имя существительное 1 61 1 27 Значение и употребление имён существительных в речи 2 71 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные 1 72 Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту В. Бочарникова «Мал, да удал». 1 73 Собственные и нарицательные имена существительные 1 74 Проект «Тайна имени». 1 75-76 Число имён существительных 2 77-78 Род имён существительных 2 79-80 Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих 2 69-70 81 Обучающее изложение 1 82 Контрольный диктант по теме «Имя существительное» 1 83 Склонение имён существительных 1 84 Падеж имен существительных 1 85 Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» 1 86 Именительный падеж 1 87 Родительный падеж 1 88 Дательный падеж 1 89 Винительный падеж 1 90 Творительный падеж 1 91 Предложный падеж 1 92 Обучающее изложение 1 93 Обобщение изученного.Проект «Зимняя страничка» 1 94 Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» 1 95 Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных» 1 Имя прилагательное 96-97 98 15 Значение и употребление имён прилагательных вречи 2 Роль прилагательных в тексте 1 99 100 Текст-описание. Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» 1 Род имён прилагательных 1 101-102 Изменение имён прилагательных по родам 103 2 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» 104-105 Число имён прилагательных 1 2 106-107 Изменение имён прилагательных по падежам 2 108 Обобщение изученного 1 109 Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками». 1 110 Проект «Имена прилагательные в загадках» 1 Местоимения 4 111 Личные местоимения 1 112 Изменение личных местоимений по родам 1 113 Местоимение 1 114 Обучающее изложение 1 Глагол 14 115-116 Значение и употребление глаголов в речи 2 117-118 Неопределённая форма глаголов 2 119 Число глаголов 1 120 Времена глаголов 1 121 Времена глаголов.2-е лицо глаголов 1 122-123 Изменение глаголов по временам. Обучающее изложение 2 124 Род глаголов в прошедшем времени 1 125 Правописание частицыне с глаголами. 1 126-127 Обобщение изученного 128 2 Контрольный диктант по теме «Глагол» 1 Повторение – 7 ч. 129 Части речи. 1 130 Обобщение изученного о словах, предложениях 1 131 Правописание окончаний имён прилагательных 1 132 Правописание приставок и предлогов 1 133 Правописание безударных гласных 1 134 Итоговый контрольный диктант 1 135 Текст. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» 1 136 Резерв 1 № урока Тема урока 4 класс Кол-во часов 1 Раздел « Предложение (синтаксис и пунктуация)» Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. 28 1 2 Язык и речь. Формула вежливости 1 3 Текст и его план 1 4 Обучающее изложение 1 5 Анализ изложения. Типы текстов 1 6 Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации 1 7 Диалог. Обращение 1 8 Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения 1 9 Контрольный диктант 1 10 Словосочетание 1 Раздел «Предложение» 11 Однородные члены предложения. 6 1 12 Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами 1 13 Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 1 14 Наши проекты 1 15 Простое и сложное предложение. Связь между простыми предложениями в составе сложного 1 16 Контрольный диктант 1 Раздел «Слово в языке и речи» 17 17 Слово и его лексическое значение 1 18 Многозначные слова. Прямое и переносное значение. Заимствованные слова. Устаревшие слова 1 19 Синонимы. Антонимы. Омонимы 1 20 Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. 1 21 Состав слова. Распознание значимых частей слова 1 22 Состав слова. Распознание значимых частей слова 1 23 Правописание гласных и согласных в корнях слов 1 24 Правописание приставок и суффиксов 1 25 Разделительный твердый и мягкий знаки 1 26 Обучающее изложение 1 27 Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи 1 28 Склонение имен существительных и имен прилагательных 1 29 Имена числительные. Глагол 1 30 Наречие как часть речи 1 31 Правописание наречий 1 32 Сочинение отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» 1 33 Контрольный диктант 1 Раздел «Имя существительное» 34 Распознание падежей имен существительных 30 1 Упражнение в распознании имен существительных в И.п., Р.п., В.п. неодушевленных имен 1 35 существительных 36 Упражнение в распознании имен существительных творительном и предложном падежах 1 37 Повторение сведений о падежах и приемах их распознания. Несклоняемые имена существительные 1 38 Три склонения имен существительных (общее представление). 1склонения имен существительных 1 39 Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» 1 40 2 склонения имен существительных 1 41 Упражнение в распознании имен существительных 2 склонения 1 42 3 склонения имен существительных 1 43 Упражнение в распознании имен существительных 3 склонения 1 44 Обучающее изложение 1 Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных 1,2,3склонения единственного числа. 1 45 Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных 46 Именительный и винительный падежи имен существительных. 1 47 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже 1 48 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в дательном падеже 1 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном и дательном 1 49 падеже 50 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в творительном падеже 1 51 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в предложном падеже 1 52 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах 1 53 Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница» 1 54 Контрольный диктант 1 55 Анализ диктанта. Повторение 1 56 Склонение имен существительных во множественном числе 1 57 Именительный падеж имен существительных множественного числа 1 58 Родительный падеж имен существительных множественного числа 1 59 Д.п., Т.п., П.п. имен существительных множественного числа 1 60 Обучающее изложение 1 Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и 1 61 множественном числе. 62 Контрольный диктант 1 63 Анализ диктанта. Наши проекты 1 Раздел «Имя прилагательное» 25 64 Имени прилагательное как часть речи 1 65 Род и число имен прилагательных 1 66 Описание игрушки 1 67 Склонение имен прилагательных. 1 68 Сочинение по картине А.В. Серова «Мика Морозов» 1 69 Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе 1 70 Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в И.п. и Р.п. 1 71 Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в Д.п. 1 72 Именительный, винительный, родительный падеж. 1 73 Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в Т.п.и П.п. 1 74 Выборочное изложение повествовательного текста. Наши проекты 1 75 Анализ изложения. Склонение имен прилагательных женского рода 1 76 Именительный и винительный падеж имен прилагательных женского рода. 1 77 Р.п., Д.п., Т.п. и П.п. имен прилагательных женского рода. 1 78 В.п. и Т.п. падеж имен прилагательных женского рода 1 79 Изложение описательного текста 1 80 Анализ изложения. Склонение имен прилагательных во множественном числе 1 81 Сочинение – отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости» 1 82 И.п. и В.п. имен прилагательных множественного числа 1 83 Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа 1 84 Д.п. и Т.п. имен прилагательных множественного числа 1 85 Обобщение по теме «Имя прилагательное». 1 86 Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» 1 87 Контрольный диктант 1 88 Анализ диктанта. Повторение 1 Раздел «Местоимение» 7 89 Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1 90 Изменение личных местоимений 1 , 2 1 91 го Изменение личных местоимений 3 го го лица по падежам лица по падежам 1 92 Изменение личных местоимений по падежам 1 93 Изложение повествовательного текста с элементами описания 1 94 Контрольный диктант 1 95 Анализ контрольного диктанта. Повторение 1 Радел «Глагол» 96 Роль глаголов в языке 26 1 97 Изменение глаголов по временам 1 98 Неопределенная форма глагола 1 99 Изменение глаголов по временам 1 100 Изложение повествовательного текста по цитатному плану 1 101 Анализ изложения. Спряжение глаголов 1 102 Спряжение глаголов 1 103 2 лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе 1 104 Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода» 1 105 1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени 1 106 1 и 2 спряжение глаголов будущего времени 1 107 Наши проекты 1 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени 3 111 Возвратные глаголы 1 112 Правописание возвратных глаголов 1 113 Закрепление. Составление рассказа по серии картинок 1 114 Правописание глаголов в прошедшем времени 1 115 Изложение повествовательного текста по вопросам 1 116 Контрольный диктант 1 117 Анализ диктанта. Повторение 1 118 Обобщающий урок по теме «Глагол» 1 119 Обобщающий урок по теме «Глагол» 1 120 Изложение повествовательного текста 1 121 Проверка знаний по теме «Глагол» 1 122 Анализ изложения и текстовой работы 1 108-110 Повторение 123 Язык. Речь. Текст. 14 1 124 Предложение и словосочетание 1 125 Предложение и словосочетание 1 126 Лексическое значение слова 1 127 Сочинение по картине «Мои впечатления о картине И.И.Шишкина «Рожь» 1 128 Состав слова 1 129 Состав слова 1 130 Части речи 1 131 Изложение повествовательного текста 1 132 Анализ изложения. Части речи 1 133 Итоговый контрольный диктант 1 134 Анализ контрольного диктанта. Повторение 1 135 Звуки и буквы 1 136 Игра «По галактике Частей речи» 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)