07.11.2024
Хочу стать
специалистом
«Билет в будущее» - профориентационный
проект, направленный на раскрытие талантов и осознанный выбор карьеры. Мне, как
педагогу, помогающему школьникам делать первые шаги в профессиональной
ориентации, представился шанс поделиться своим уникальным опытом.
Это
благородный труд и миссия – воспитание и обучение, развитие подрастающего
поколения, помощь школьникам в выборе своей образовательной и профессиональной
траектории развития. Мы помогаем школьникам найти свое предназначение не только
в теории, но и на практике. Ведь по-настоящему можно прочувствовать “твое” это
или нет, лишь попробовав. Сегодня профориентация становится одной из ключевых
задач построения суверенной системы образования. Благодаря активному участию педагогического
сообщества в данном направлении у ребят формируется интерес к выбору будущей
профессии. Проект объединяет школьников, педагогов и родителей в уникальном
сотрудничестве, направленном на поддержку интересов, способностей и целей
каждого участника. Мы помогаем решить сложную задачу выбора карьеры и выбрать
свою специальность. Проект начинается с 6 класса, в это время дети уже
задумываются о своей будущей профессии. У ребенка появляется возможность
подумать: «Кем хочу быть»
Проект «Мои
горизонты» в муниципальном казенном учреждении основной общеобразовательной
школы с.Старобухарово реализуется с 1 сентября 2023 года. Профориентационные
мероприятия в образовательной организации сопровождает педагог-навигатор.
Уровень профминимума - базовый уровень 40 часов: из них внеурочная деятельность
- 34 часа; урочная деятельность - 2
часа; воспитательная работа - 2 часа. Раздел
программы воспитания: экскурсии на производство, мастер-классы в колледжах и
вузах, встречи с представителями разных профессий. На примере проекта «Билет в
будущее» — профпробы, мультимедийные выставки-практикумы «Лаборатория будущего»
на базе исторических парков «Россия — моя история». Школа формирует банк
мероприятий дополнительное образование - посещение школьниками кружков и секций
дополнительного образования - 1 час Взаимодействие с родителями - 2 часа.
Обучающиеся школы прошли двухуровневую
профориентационную диагностику. Была представлена индивидуальная рекомендация
каждому участнику. Лонгитюдные исследования, навигационные и сравнительные
диагностики разработаны экспертами психологического факультета МГУ им. М.В.
Ломоносова. Школьники смогли определить свои сильные и слабые стороны. Возможности,
которые открываются во время прохождения теста «Мои профсреды»: определение
профессиональных склонностей; рекомендации сфер деятельности; увидеть,
насколько ваши интересы отличаются от интересов сверстников; сравнить интересы
между собой, расставить приоритеты, наметить, что необходимо развивать;
осознать, на что можно опираться, при выборе профессии, чтобы быть
конкурентноспособными при поступлении в учебное заведение; выбирать не только
профессию, но и среду (сферу), в которой можно развиваться, как профессионал;
выбирать мероприятия и профессиональные пробы в проекте «Билет в Будущее» в
соответствии со своими интересами и склонностями. Профессия складывается из
интересов и возможностей, а возможности - это навыки, характер, способности и
талант. Первая диагностика была проведена 25.10.2023 года.
Профессиональные пробы через посещение профессиональных образовательных
организаций и организаций позволяет уточнить траекторию получения профессионального
образования. 1 ноября 2023 года учащиеся посетили автономное
профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургский техникум химического машиностроения», улица Дагестанская, дом
36. (УПК ГАПОУ СО «ЕТХМ») В ходе пробы появляется опыт рефлексивной
деятельности, что ведет к анализу предложенных, либо возникших
альтернатив. При проведении проб важно
побуждать обучающихся к размышлению о том, насколько участие в профессиональных
пробах позволило им лучше понять, какие профессии существуют и какие им больше
подходят. Современные
мастерские произвели на наших мальчиков такое впечатление, что им захотелось
поступать именно в это учебное заведение после окончания школы. Им удалось
посетить мастерскую по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей». Также
ознакомились с Копи-центр «Скрепка», «ЕТХМ-Мастер», Автосервис «Баланс». Наставники
рассказали про специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 23.01.17 Мастер по
ремонту и обслуживанию автомобилей, 15.01.05 Сварщик ручной и частично
механизированной сварки (наплавки), 15.02.16 и 15.02.08 Технология машиностроения.
Девочкам показали мастер – класс в парикмахерской. Мальчикам разрешили самим
поработать за станком.
Выставка-практикум «Лаборатория будущего»: интерактивный игровой квест,
ориентация на региональные рынки, более 300 актуальных профессий Парк «Россия — моя история» проект «Билет в будущее» посетили школьники 2
декабря 2023 года, и смогли открыть для себя мир современных профессий и встать на путь
осознанного выбора будущей специальности. В «Лаборатории» школьники не просто
изучали информацию о профессиях, но и имели возможность попробовать свои силы в
реальных профессиональных задачах. Представлены были как традиционные
направления, например, инженерное дело, медицина, юриспруденция и сельское
хозяйство, так и новейшие профессии, связанные с информационными технологиями,
робототехникой, экологией и искусственным интеллектом. Такой широкий охват
позволяет каждому школьнику найти ту сферу, которая соответствует его интересам
и талантам. Экспозиции и интерактивные зоны созданы при поддержке ведущих российских
специалистов в области профориентации. Они разработали специальные кейсы,
которые позволяют школьникам попробовать себя в различных отраслях. Один из них
- «Социальное предпринимательство», в рамках которого ребята создавали
волонтёрские программы, экологические проекты по переработке мусора и защите
окружающей среды, в том числе от лесных пожаров, проекты для решения проблем
людей с ограниченными возможностями и многое другое.
Мастер-классы:
цель - выполнение практико-ориентированных конкурсных заданий по профессии
«Кухонный рабочий» (комфортная среда). Задачи: уметь правильно разводить
раствор, для обработки поверхности рабочей зоны; производить кулинарную
обработку овощей; приготавливать несложные овощные полуфабрикаты; производить
несложную нарезку овощей; рационально организовывать свою работу. Результат -
владение профессиональной лексикой, умение применять современные технологии, а
также мотивация участников к применению творческого подхода к профессиональной
деятельности и высокой культуры труда. Вопросы для рефлексии учащихся: -
интересно ли вам было выполнять работу? - хотелось ли вам попробовать выполнить
задание еще раз, но по-другому? - анализируя работы других ребят, узнали ли вы
для себя новые приемы, научились ли необычным графическим приемам?
Наставники всегда заботятся о своих
воспитанниках и на свой вопрос «Билет в будущее» - это проект, который
полностью изменил твоё представление о своём будущем? мы услышали ответ: «На
внеурочных занятиях «Мои горизонты» мы получили возможность познакомиться с
передовыми российскими производствами, посмотреть интервью с ведущими
специалистами из разных отраслей. Узнать о новейших технологических достижениях
и прорывах нашей страны, о том, какие кадры и в каких отраслях нужны сегодня,
какие навыки необходимо развивать в себе, чтобы стать успешным и востребованным
специалистом. Мы сделали для себя выводы, что надо стать специалистами в
определённой области производства, что стране нужны специалисты, прежде всего»
И для себя мы сделали выводы, что влияние «Билет в будущее» на профессиональную
траекторию на учеников имеет значение. Выпускники 2024 года выбрали рабочие
профессии и поступили в колледж для дальнейшего обучения и получения
специальности.