Рабочая программа по родному (марийскому) языку

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Старобухарово
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 7
от «02» ноября 2020 г.

Утверждено
Приказ № 117 от_02.11.2020

Рабочая программа
по учебному предмету
родной (марийский) язык
основного общего образования

Выполнила:
Кармышева Нина Владимировна,
соответствие занимаемой должности

с. Старобухарово
2020

1. Планируемые результаты изучения предмета «Родной (марийский) язык»
5 класс
Личностные результаты изучения марийского языка. К ним относятся следующие убеждения и качества:
 осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны;
 освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово марийских писателей;
 осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и
ответственному поведению в современном обществе;
 понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.
Метапредметные результаты изучения родного языка в основной школе:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и
развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст ), использовать современные источники
информации, в том числе материалы на электронных носителях;
 способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация.);
 готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и
социальном окружении и др.
Предметные знания и умения:
речевая деятельность:
аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
- владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
-выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
-использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных
частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
графика:
- правильно произносить названия букв марийского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов,
однокоренных слов);
- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов,
фразеологизмов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки;
- уметь изменять части речи;
орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и
вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать
предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме
специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
6 КЛАСС
Личностные результаты изучения русского языка. К ним относятся следующие убеждения и качества:
 осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским ;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и
ответственному поведению в современном обществе;
 понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.
Метапредметные результаты изучения родного языка в основной школе:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и
развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст ), использовать современные источники
информации, в том числе материалы на электронных носителях;
 способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация.);
 готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и
социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения родного языка учащимися включают:
 понимание роли родного языка как национального языка марийского народа;
 осознание смысла понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
 знание основных признаков разговорной речи, научного, публицистического, официaльно-делового стилей, языка художественной
литературы;
 знание особенностей основных жанров научного, публицистического, официaльно-делового стилей и разговорной речи;
 знание признаков текста и его функционaльно-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
 знание основных единиц языка, их признаков;
 знание основных норм литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); норм
речевого этикета;
 умение различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
 умение определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые
особенности текста;
 умение опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анaлиза;
 умение объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
 адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую
информацию);
 читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
 извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими
словарями, справочной литературой;
 воспроизводить текст c заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
 создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо, заявление);
 осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;



владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями,
установление и регулирование межличностных отношений);
 свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме .); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
 соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка;
 соблюдать в практике письма основные правила орфографии и
пунктyации;
 соблюдать нормы речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
 осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки
зрения ее правильности, находить грамматические и речевые
ошибки; недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятeльности и повседневной жизни для:
 осознания роли родного языка в развитии интеллектуaльных и творческих способностей личности, значения родного языка в
жизни человека и общества;
 развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языкy, сохранения чистоты своего языка как явления
кyльтуры;
 удовлетворения коммуникативных потребностей в yчебных, бытовых, социaльно-культурных ситуациях общения;
 увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью;
 использования родного языка как средства полyчения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
7 КЛАСС
Предметные знания и умения
- иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах родного языка, о
тексте и стилях речи;
- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования родным языком в
учебных и иных целях в устной и письменной форме
- производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксически разбор;
- иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в марийском языке
изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
- уметь различать изученные стили речи; определять тему, основную мысль текста; опознавать языковые единицы; проводить различные виды
их анализа;
-владеть разными видами чтения ( изучающее, ознакомительное, просмотровое)
-воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости; создавать самостоятельные тексты
-соблюдать в практике общения литературные нормы языка


-использовать приобретённые навыки для увеличения словарного запаса, получения знания по другим предметам.
Метапредметные знания и умения
- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
- уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с выражением собственных суждений о прочитанном в
устной и письменной формах;
- пользоваться языковыми средствами при построении высказывания, обеспечивая простоту и ясность предложений;
- составлять компьютерную презентацию по интернет источникам, выступать с ней.
Сформированные компетентности
Культуроведческая: Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы;
фольклорная лексика и фразеология. Марийские пословицы и поговорки. Отражение в родном языке материальной и духовной культуры
марийского и других народов.
Коммуникативная: Совершенствование культуры разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и
публицистической сфере общения.
Языковедческая: Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и
отношениях единиц разных уровней языка.
Личностные результаты обучения : сознательное отношение к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний
8 КЛАСС
Предметные знания и умения:
- знать определения основных изучаемых в 8 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил,
обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 8 классе частей речи,
синтаксический разбор предложений;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и
исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и
расставлять их в соответствии с изученными правилами.
Метапредметные знания и умения
- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
- уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с выражением собственных суждений о прочитанном в
устной и письменной формах;
- пользоваться языковыми средствами при построении высказывания, обеспечивая простоту и ясность предложений;
- составлять компьютерную презентацию по интернет источникам, выступать с ней.
Личностные результаты обучения

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств
языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
 готовность к межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству
 самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное
определение сферы своих интересов и возможностей.
Сформированные компетентности:
Культуроведческая: Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного марийского быта;
историзмы; фольклорная лексика и фразеология. Марийские пословицы и поговорки. Отражение в родном языке материальной и духовной
культуры марийского и других народов.
Коммуникативная: Совершенствование культуры разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и
публицистической сфере общения.
Языковедческая: Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и
отношениях единиц разных уровней языка.
9 КЛАСС
Предметные результаты обучения
-иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах родного языка, о
тексте и стилях речи;
-владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования родным языком в
учебных и иных целях в устной и письменной формах; исправлять речевые недочёты и грамматические ошибки; производить фонетический,
лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
-иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в родном языке
изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать
строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.
Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение в
публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять заявление, автобиографию. Составлять тезисы и
конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).
Писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение,
характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования). Исправлять речевые
недочеты и грамматические ошибки, нарушение логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора
языковых средств.
Метапредметные результаты обучения
-владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
-уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением
элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном в устной и письменной формах;
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематике, правильно их употреблять;


-составлять компьютерную презентацию по интернет источникам, выступать с ней, отвечать на вопросы по теме, защищать развиваемые в ней
положения;
Сформированные компетентности.
Культуроведческая: Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного марийского быта;
историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Марийские пословицы и поговорки. Отражение в родном языке
материальной и духовной культуры марийского и других народов.
Коммуникативная: Совершенствование культуры разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и
публицистической сферах общения.
Языковедческая: Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и
отношениях единиц разных уровней языка.
Личностные результаты обучения:
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родному языку являются:
1) понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей марийского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту родного языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родному языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,

оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какоголибо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
2.Содержание учебного предмета.
5 класс
I. Повторение пройденного в 1-4 классах
1. Звуки речи. Гласные, согласные звуки. Ударение. Ударные, безударные гласные.
парные звонкие и глухие согласные. Парные звонкие, глухие согласные. Алфавит.
2. Склонение существительных. Падеж имени существительного.
3. Словосочетание. Главное и зависимое слово.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
Восклицательное предложение.
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое.
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания.
Сложное предложение. Союзные и бессоюзные предложения и знаки препинания в них.
Прямая речь.
Диалог.
II. Интонация при повествовательных, восклицательных, вопросительных и побудительных предложениях.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.
I. Пунктограммы. Знаки препинания в конце предложения.
Предложение. Текст.
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Распространенные и нераспространенные предложения. Обращение. Простые и сложные предложения.

Союзы в сложных предложениях.
Предложения с прямой речью.
Диалог.
II. Нахождение членов предложений.
Сравнение простых и сложных предложений.
ЛЕКСИКА.
I. Понятие о лексике. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение
слова. Омоним.
Синоним. Антоним.
Слова общеупотребительные и диалектные.
Слова, связанные с профессиями. Словарное богатство марийского языка.
II. Правильное нахождение слов в словарях.
СОСТАВ СЛОВА.
I. Состав слова. Повторение. Основа слова и окончание. Корень слова и суффикс. Приставка.
Словообразование. Изменения в составе слова и словообразование.
Понятие об орфограмме.
II. Разбор слов по составу.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
I. Словообразование. Словообразование слов с помощью суффиксов. Морфологический метод словообразования. Лексико-синтаксический
метод словообразования. Сложные слова.
II. Знать словообразование слов. Уметь правильно писать сложные слова.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ.
Имя существительное
I. Понятие о существительном. Значение, морфологическая и синтаксическая роль.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Письмо названий сел,
городов, улиц, исторических событий, праздников, площадей с большой буквы. Письмо название книг, газет, журналов, название картин и
кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений с большой буквы и в кавычках.
Склонение существительного по числам, лицам и падежам.
Числа имени существительного. Слова употребляемые только в единственном, только во множественном числах. Суффиксы множественного
числа.
Притяжательные суффиксы имен существительных.
Падежи имен существительных.
Словообразование имен существительных с помощью суффиксов. Сложные имена существительные.
II. Склонение имен существительных по числам, лицам и падежам. Правописание окончаний и суффиксов. Правописание сложных имен
существительных.

6 класс
Беседа о родном языке. Родословная марийского языка. Повторение пройденного в 5 классе.
МОРФОЛОГИЯ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
I. Понятие о прилагательном.
Степени имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных. Словообразование имени прилагательных с помощью суффиксов.
Сложные имена прилагательные.
Признаки существительного у прилагательных.
II. Правописание сравнительной и превосходной степени имен прилагательных.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.
I. Понятие о числительном.
Количественные (собирательные) числительные. Порядковые числительные. Признаки существительного у числительных. Словообразование
порядковых числительных.
Простые, сложные и составные числительные.
II. Правописание имен числительных.
МЕСТОИМЕНИЕ.
I. Понятие о местоимении.
Личные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Вопросительные местоимения. Относительные
местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения.
Склонение местоимений по падежам.
II. Правописание местоимений.
НАРЕЧИЕ.
I. Понятие о наречии.
Значения наречий.
Словообразование наречий.
Словообразование наречий с помощью суффиксов. Словообразование наречий с помощью приставок. Сложные наречия.
Составные наречия.
Превосходная степень наречий.
II. Правописание наречий. Морфологический разбор наречий.
7 класс
Родной язык. Повторение изученного в 6 классе.
ГЛАГОЛ.
I. Понятие о глаголе.
Неопределенная форма глагола.
Виды глагола.
Спряжение глагола.
Наклонения глагола.

Изъявительное наклонение. Время глагола. Прошедшее время. Предпрошедшее время. Второе предпрошедшее время. Составное прошедшее
время.
Повелительное наклонение.
Желательное наклонение.
Безличный глагол.
Вспомогательный глагол.
Словообразование глагола с помощью суффиксов. Сложные глаголы.
II. Знать значение глаголов наклонений, способ их образований, изменение и сферу употребления глаголов в разных наклонениях. Знать
вопросы неопределнной формы глагола.
Правильно писать глаголы.
ПРИЧАСТИЕ.
I. Понятие о причастии.
Формы причастий. Действительные причастия. Страдательные причастия. Шорымо причастий. Шушаш жап причастий.
Понятие о причастном обороте.
Признаки существительного у причастий.
II. Правописание разных форм причастий. Знать суффиксы форм причастий. Уметь находить причастные обороты и правильно их выделять.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ.
I. Понятие о деепричастии.
Словообразование деепричастий. Значение деепричастий. Признаки глагола у деепричастия.
Правописание деепричастий. Словообразование деепричастий с помощью суффиксов.
Деепричастный оборот.
II. Правильное правописание деепричастий, использование деепричастных оборотов, уметь находить их в предложениях, ставить знаки
препинания.
ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА.
I. Понятие о подражательных словах.
Значение подражательных слов.
Подражательные слова в предложениях.
II. Использовать подражательные слова, разговорные слова в устной речи, находить их в художественном тексте, определять роль,
выразительно читать
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
ПОСЛЕЛОГ.
I. Понятие о послелоге.
Связь послелога с наречием.
II. Знать связь послелога с наречием, уметь находить их тексте, правильно писать.
СОЮЗ

I. Понятие о союзе.
Сочинительные и подчинительные союзы.
II. Уметь ставить знаки препинания, знать разряды подчинительных союзов по значению, уметь отличать сочинительные союзы от
подчинительных, правильно писать и использовать в предложении.
ЧАСТИЦА.
I. Частица.
Правописание частиц.
II. Уметь различать частицы по значению и написанию, правильно их писать, использовать их для выражения различных эмоций.
МЕЖДОМЕТИЕ.
I. Понятие о междометии.
Правописание междометий.
II. Уметь распознавать междометия, определять группы по значению и происхождению, выразительно читать
8 класс
Родной язык. Диалект. Литературные языки. Два марийских литературных языка.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.
I. Синтаксис и пунктуация. Предложение и словосочетание (повторение).
Связь между словосочетанием и предложением.
Строение словосочетаний.
Основные виды словосочетаний. Виды связи.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
I. Предложение и строение. Главные члены предложения. Виды предложений.
Строение предложения. Порядок слов в предложений. Логическое ударение.
II. Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важные
слова, выразительно читать предложения, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов.
ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Подлежащее и способы его выражения.
Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Именное составное сказуемое. Тире
между подлежащим и сказуемым.
II. Знать структуру составного именного сказуемого, различать составное глагольное и составное именное сказуемые, определять способы их
выражения именной части составного именного сказуемого.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Дополнение. Определение. Приложение. Обстоятельство. Виды обстоятельств.
II. Знать особенности второстепенного члена предложения-дополнения, определения, обстоятельства, способы их выражения, опознавать их в
предложении и тексте.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

I. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Безличные
предложения.
Назывные предложения.
II. Нахождение односоставных и двусоставных предложений. Замены их синонимичными предложениями-словами. Употребление назывных
предложений в речи.
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Полные и неполные предложения. Сравнение.
II. Знать общее понятие неполных предложений, сферу их употребления, уметь опознавать их в тексте, заменять неполные полными,
различать назывные и неполные двусоставные предложения, определять роль неполных предложений в тексте, правильно ставить знаки в
неполных предложениях
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДЫМИ ЧЛЕНАМИ.
I. Предложения с однородными членами. Союзы при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки
препинания при однородных членах и обобщающих словах.
II. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных члена, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложения.
Знать, что такое обобщающие слова, уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять их место по отношению к
однородным членам, правильно ставить знаки препинания.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
I. Понятие об обособленных членах предложений. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление обстоятельств.
Обособление уточняющих членов предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложений.
II. Уметь выявлять грамматические условия обособления определений, дополнений и обстоятельств, выраженных деепричастиями и
деепричастными оборотами, уметь находить их, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении
обстоятельств
ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНОЕ СЛОВО.
I. Обращение. Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.
Знаки препинания при обращении, в предложениях с вводными словами.
Предложения с междометиями и со словами «да», «нет».
II. Уметь правильно интонационно правильно произносить предложения с обращением, знать группы вводных конструкций по значению,
понимать роль вводных слов, уметь выражать определенные отношения к высказываниям, правильно ставить знаки, различать вводные слова
и члены предложений.
9 класс
Родной язык. Стили речи.
Основоположники марийского языка: В.М.Васильев, Г.Г.Кармазин.
Повторение словосочетания и синтаксис простого предложения.
Понятие о сложном предложении.
Основные виды сложных предложений.
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

I. Сложносочиненные предложения. Союзы при сложносочиненных предложениях. Знаки препинания при сложносочиненных предложениях.
II. Знать основные группы ССП по значению и союзами, уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их
выражения, производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
I. Сложноподчиненные предложения.
Придаточные определительные.
Придаточные изъяснительные.
Придаточные обстоятельственные.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
II. Знать классификацию СПП с несколькими придаточными, уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими
придаточными, составлять их схемы.
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Сложные бессоюзные предложения. Знаки препинания в них. Двоеточие в сложном бессоюзном предложении. Тире в сложном бессоюзном
предложении.
Особенности присоединения придаточных предложений к главному.
II. Знать грамматические признаки БСП, пунктограмму «Запятая и точка с запятой в БСП», уметь опознавать их в тексте, выявлять смысловые
отношения между частями, расставлять знаки препинания.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ. ЦИТАТА.
I. Предложения с прямой речью.
Диалог.
Предложения с косвенной речью.
Цитата.
II. Понимать отличия косвенной речи от прямой, уметь заменять прямую речь косвенной и наоборот, правильно расставлять знаки
препинания. Знать различные способы цитирования, уметь ими пользоваться, выделять цитаты знаками препинания.

Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников)
Планируемые результаты освоения программы по родному языку в 5-9 классах:
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных
ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения
коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного,
публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию,
комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана,
тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и
комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественнопублицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в
форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с
поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы
Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в
соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функциональностилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебнонаучных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официальноделовых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других
изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение,
небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме
с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного
литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых
учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения
(ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное
письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также
тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой
употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а
также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы,
таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе,
дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в
соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты
художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств,
типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей,
разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического
стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля;
выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового
стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие
разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебнонаучную тему.
Выпускник получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты
художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебнонаучного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом
стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах,
разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские
письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных
коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции языка в России и мире, место родного языка среди финно-угорских языков;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном
и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие языка.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах
деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и
лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь
однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе
мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных
слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу
употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в
тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим
словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;
объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов,
устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту
информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту
информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной
предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств,
требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту
информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в
художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№

Содержание

1
2
3

Язык - важнейшее средство общения
Повторение изученного
Синтаксис. Пунктуация.

4
5
6
7кл.

Лексика.
Состав слова.
Словообразование
Морфология. Орфография. Имя существительное.  Марий
йылменерген мутланымаш –7 ч.
 Ончыч тунеммымушештарымаш –6 ч
.  Пале мут – 12 ч
.  Чот мут – 12 ч.
 Олмештыш мут – 13 ч.
 Наречий – 13 ч.
 Идалык мучко тунеммым ушештарымаш -2 ч.
 Диктант – 6 ч.
 Изложений – 3 ч.
 Сочинений – 2 ч.
Двусоставное предложение Второстепенные члены предложения
Односоставные простые предложения . Неполные предложения
Однородные члены предложения
Обособленные члены предложения
Обращения
Вводные слова и предложения. Междометие
Повторение и систематизация изученного.

8

Количество часов
5 класс
6 класс
1
2
21
7
14
11
5
4
11

2

61

1

7 класс
2
8

8 класс
2
2
5

22

2

22
14
4
8
4
4
1

9 класс

9

Введение Повторение пройденного в 5-8 классах

11

Сложносочиненное предложения

5

12

Сложноподчиненное предложение

8

13

Бессоюзное предложение

7

14
15

Сложное предложение с разными видами связи
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике,
правописанию, культуре речи
Прямая речь. Цитата.
Итого
68

5
2

3

2

68

68

68

1
33 ч.

5кл, 8 кл.

1
2
3
4
5
6
7
8
9

повторение

Общее кол-во ч.

Кол-во контр.р

-5
7
15
10
10
8
4
4
1

1
1
1
1
1
1
2

Количество часов в неделю: _____2_____-5 кл._
Количество контрольных работ: диктант – 4, к/изложений – 2, сочинений - 3

Кол-во уроков
развития речи
1
1
2
2
3
2
1
1
-

Тематическое планирование в 5 классе (68 ч.)
№
уро
ка

Тема урока

Примечание

Раздел 1. Язык как средство общения (1 ш.)
1.

Язык как средство общения
Раздел 2. Повторение изученного в 1-4 классах/ 1-4 класслаште тунеммым ушештарымаш (21 ш.)

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Звуки речи. Слог. Ударение
Звонкие, глухие, твердые, мягкие согласные.
Письмо в словах Ь, Ъ. Алфавит.
Перенос слова.
Склонение существительных. Падеж имени существительного.
Словосочетание. Главное и зависимое слово
Сочинение «Младший брат (сестренка)».
Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания.
Восклицательное предложение.
Изложение «Храбрый мальчик».
Работа над ошибками. Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Контрольный диктант «Пирывондо».
Работа над ошибками. Предложения с однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах.
Обращение.
Сложное предложение.
Прямая речь.
Изложение «Голиков Леня»
Работа над ошибками. Диалог

Раздел 3. Синтаксис и пунктуация/ Синтаксис да пунктуаций. (14ш.)
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29
30.
31.
32.
33.
34
35.
36.

Пунктограммы. Знаки препинания в конце предложения
Предложение. Текст.
Главные члены предложения.
Дополнение
Определение
Обстоятельство
Распространенные и нераспространенные предложения.
Контрольный диктант «Кугу поран»
Работа над ошибками. Обращение
Простые и сложные предложения.
Союзы в сложных предложениях.
Предложения с прямой речью.
Диалог.
Сочинение: «Здравствуй, родная деревня!»
Раздел 4. Лексика (11 ш)

37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

Работа над ошибками Лексическое и грамматическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слова.
Контрольное изложение «Братья»
Работа над ошибками. Омоним
Синоним
Антоним
Слова общеупотребительные и диалектные.
Слова, связанные с профессиями.
Словарное богатство марийского языка.
Контрольный диктант «Шошо».
Раздел 5. Мутын составше. /Состав слова/ (5 ш)

48.
49.
50.
51.

Работа над ошибками. Состав слова. Повторение.
Основа слова и окончание.
Корень слова и суффикс.
Приставка

52.

Контрольное изложение «Надежные друзья».
Раздел 6. Мут ышталтмаш. /Словообразование/ (4 ш)

53.
54.
55.
56.

Работа над ошибками. Словообразование.
Изменения в составе слова и словообразование.
Морфологический метод словообразования.
Лексико-синтаксический метод словообразования
Раэдел 7. Морфологий да орфографий. Лум мут./Морфология и орфография. Имя существительное/ 11ш.

57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67

Повторение частей речи.
Сочинение: «На какое дерево (цветок) я похож (а)?»
Работа над ошибками. Понятие о существительном.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Собственные и нарицательные имена существительные
Число имени существительного.
Контрольный диктант: «Весна»
Работа над ошибками. Склонение существительных.
Падеж имени существительного.
Словообразование существительных.
Обобщение по теме «Имя существительное»
Раздел 8. Чыла тунеммым ушештарымаш / Повторение и систематизация изученного в 5 классе

68

Повторение изученного в 5 классе
Тематическое планирование в 6 классе (68 ч.)

№
урока

Раздел. Тема урока.

Кол-во
часов

1

Язык как средство общения (1 ш.)
Место родного языка в финно-угорской группе языков.

1

2
3
4

Повторение изученного в 5 классе
Повторение. Фонетика. Состав слова. Входной контрольный диктант «Марийын илемже»
Лексика. Морфология.
Проверочный диктант №1 «Йуксо»

1
1
1

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Имя прилагательное / Пале мут (16ш.)
Повторение изученного об имени прилагательном в начальных классах.
Имя прилагательное как часть речи.
Сравнительная степень имен прилагательных.
Превосходная степень прилагательных.
Сочинение-описание «Марий йылме кабинет»
Образование имен прилагательных.
Образование прилагательных с помощью суффиксов.
Сложные имена прилагательные.
Проверочный диктант № 2 «Кискис»
Употребление имен прилагательных вместо существительных.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Изложение «Шонго тумо»
Контрольный диктант № 3 «Когорчен курык»
Стили языка. Официально-деловой стиль.
РР Составление объявления или поздравления.
Проверочный диктант № 4 «Шинчалтеныт»
Имя числительное / Чот мут (11 ш.)
Имя числительное как часть речи.
Образование имен числительных.
Количественные имена числительные.
Образование количественных имен числительных.
Изложение творческого характера «Шочмо вер»
Порядковые имена числительные.
Согласование имен существительных с числительными.
Сочинение «Эр гыч кас марте».
Дробные имена числительные.
Морфологический разбор имен числительных.
Контрольный диктант № 5 «Теныз терга»
Местоимение / Олмештыш мут (15 ш.)
Местоимение как часть речи.
Разряды местоимений.
Личные местоимения.
Проверочный диктант № 6 «Ойган кож»
Указательные местоимения.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Определительные местоимения.
Изложение с полным пересказом текста «У лум»
Вопросительные местоимения.
Относительные местоимения.
Написание отзыва о прочитанном произведении.
Неопределенные местоимения.
Отрицательные местоимения.
Морфологический разбор местоимений.
Сочинение-рассуждение «Сайынрак тунемаш мыланем мо мешая»
Контрольный диктант № 7 «Школ»
Наречие / Наречий (15 ш.)
Наречие как часть речи.
Разряды наречий по значению.
Употребление наречий в лицах.
Проверочный диктант № 8 «Орыктарыше шошо»
Способы образования наречий.
Суффиксы образования наречий.
Приставки образования наречий.
Изложение «Кече ден Йур»
Сложные наречия.
Составные наречия.
Степени сравнения наречий.
Сочинение-повествование по картине З.Ф. Лаврентьева «Самырык-влак деке унала».
Правописание наречий.
Морфологический разбор наречия.
Контрольный диктант № 9 «Кинде»
Повторение и систематизация изученного в 6 классе. / Чыла тунеммым ушештарымаш (7 ш.)
Повторение. Имена прилагательные.
Повторение. Имена числительные.
Повторение. Местоимение.
Повторение. Наречие.
Итоговый контрольный диктант №10 «Кок колызо»
Итоговое контрольное изложение «Кутко корно»
Повторение изученного за курс 6 класса.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование в 7 классе (68 ч.)
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Тема урока
Язык как средство общения (1 ш.)
Беседы о языке. Марийский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 6 классе (3 ш.)
Лексика
Стили литературного языка
Вводный диктант
Глагол / Глагол (11 ш.)
Глагол как часть речи
Формы глагола
Время глагола
Изъявительное наклонение глагола
Повелительное наклонение глагола
Желательное наклонение глагола
Безличные глаголы
Правописание глаголов
Изложение
Морфологический разбор глагола
Диктант по теме глагол
Причастие / Причастий (8 ш.)
Причастие как часть речи
Действительные и страдательные причастия
Отрицательные причастия
Сочинение по рисунку «Помощь бабушке»
Причастный оборот
Употребление причастий вместо существительного
Морфологический разбор причастия
Контрольный диктант по теме «Причастие».
Деепричастие / Деепричастий (8 ш.)
Деепричастие как часть речи.
Деепричастия образа действия.

Примечание

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

Деепричастия времени
Деепричастный оборот.
Деепричастные обороты в предложении.
Сочинение - рассказ по картине З. Ф. Лаврентьева «В гости к молодым ».
Морфологический разбор деепричастия.
Контрольный диктант по теме «Деепричастие»
Звукоподражательные слова / Оҥартыш мут (7 ш.)
Зукоподражательные слова.
Виды зукоподражательных слов
Правописание зукоподражательных слов
Работа с художественным текстом
Морфологический разбор зукоподражательных слов
Изложение
Самостоятельные и служебные части речи.
Предлоги / Почеш мут (7 ш.)
Предлог как часть речи
Употребление предлогов
Непроизводные и производные предлоги.
Отличие предлогов от наречий.
Морфологический разбор предлога.
Сочинение по картине А.С. Пушкова «Марийские послы у Ивана Грозного»
Контрольный диктант по теме «Предлог ».
Союзы / Ушем мут (7 ш.)
Союз как часть речи
Союзы сочинительные.
Союзы подчинительные.
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.
Морфологический разбор союза.
Сочинение - рассуждение на тему «Книга – наш друг и советчик»
Контрольный диктант по теме «Предлог и и союзы»
Частица / Частице (5 ш.)
Частица как часть речи
Разряды частиц
Раздельное и дефисное написание частиц.
Изложение

57

Морфологический разбор частиц
Междометий (3 ш.)

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Междометие как часть речи.
Знаки препинания при междометиях.
Контрольный диктант.
Повторение/ Чыла тунеммым ушештарымаш (8 ш.)
Повторение
Фонетика. Графика.
Лексика и фразеология
Морфемика. Словообразование.
Урок развития речи.
Морфология. Орфография.
Синтаксис. Пунктуация.
Итоговый урок.
Тематическое планирование в 8 классе (68 ч. )

№
урока

Тема урока

Примечание

Язык как средство общения (1 ш.)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Беседы о родном языке
Повторение изученного в 7 классе / 7 классыште тунеммым ушештарымаш(4 ш.)
Словообразование
Части речи
Глагол
Изложение №1 «Памаш вуд»
Синтаксис и пунктуация / Синтаксис ден пунктуаций (7 ш.)
Понятие о синтаксисе
Виды словосочетаний
Грамматические признаки словосочетаний
Словосочетание в предложении
Управление и примыкание
Порядок разбора словосочетаний
Контрольный диктант №1 "Али памаш"
Двусоставные предложения / Кок составан предложений (15 ш.)

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

Предложение. Виды простых предложений.
Порядок слов в предложении.
Подлежащее и способы его выражения.
Простое глагольное сказуемое.
Составное сказуемое .УРР
Составное именное сказуемое
Тире между подлежащим и сказуемым.
Проверочный диктант №2 "Тушман кидыште"
Способы выражения дополнения
Определение.
Приложение
Обстоятельство и виды обстоятельств.
У.Р.Р. Работа по картине удм. художника П.В.Елкина
Урок закрепления. Порядок разбор простого предложения.
Изложение №2 "Висвис ден коршанге""
Односоставные предложения / Ик составан предложений (10 ш.)
Понятие об односоставных предложениях.
Определенно-личное предложение.
Неопределенно-личные предложения.
Безличные предложения.
Назывное предложение. Работа по картине. Р р.
УР.Р. Сочинение рассуждение
У.Р.Р Самостоятельная работа. Работа по художественному тексту.
Контрольный диктант №3
Неполные предложения.
Обобщение по разделу. Тестирование №1
Однородные члены предложения / Икгай членан предложений (10 ш.)
Однородные члены предложения.
Сочинительные союзы. УРР
Пунктуации при однородных членах.
Пунктуации при однородных членах.
Обобщающее слово при однородных членах.
Творческая работа. Перевод худ. текста.
У.Р.Р Работа по картине З. Ф. Лаврентьева "Самырык - влак деке унала»
У.Р.Р Работа по картине З. Ф. Лаврентьева "Самырык - влак деке унала»

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Изложение №3 "Олмапу""
Урок обобщения. Тестирование №2
Обособленные члены предложения / Ойыралт шогышо членан предложений (8 ш.)
Понятие об обособлении.
Обособленны е определения. Причастный оборот.
Обособленные приложения.
Проверочный диктант №3 " Важыкнервлак"
Обособленные обстоятельства.
Уточняющие обстоятельства.
У.Р.Р сочинение Чапле паша кумылым нолта"
Урок обобщения. Тестирование №3
Обращение / Обращений(4 ш.)
Обращение
Вводные слова и предложения
Диктант №4 "Шыже кече"
Знаки препинания в предложениях с обращением и вводными словами
Вводные слова и предложения. Междометия / Междометиян предложений - влак (4 ш.)
Предложения с междометиям и, да уке словами
У.Р.Р И.В.Ефимов " Сарыш ужатымаш"
Урок закрепления.
Контрольное тестирование №5
Контрольный диктант №5.
Закрепление раздела "Синтаксис, пунктуация"
Повторение изученного / Чыла тунеммым ушештарымаш (3 ш.)
"Односоставные и двусоставные предложения "
З/т Однородные члены предложений "
Переводы текстов
Тематическое планирование в 9 классе (33 ч.)

№
урока
1

Тема урока
Язык как средство общения (2 ш.)
Родной язык – национальный язык марийского народа, государственный язык Республики
Марий Эл и язык общения среди разных этнических групп.

Примечание

2

3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Марийские ученые – филологи В.М. Васильев, Г.Г. Кармазин. Их роль в развитии марийского
языка
Повторение изученного в 8 классе (1 ш.)
Повторение изученного в 8 классе
Сложные предложения / Сложный предложений (2 ш.)
Понятие о сложном предложении.
Союзные и бессоюзные сложные предложения
Сложносочиненные предложения / Сложносочинённый предложений (4 ш.)
Понятие о сложносочинѐнном предложении
Сложносочинѐнные предложения с соединительными союзами, с разделительными, с
противительными союзами
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинѐнного предложения.
Диктант на закрепление знаний по разделу «Сложносочиненные предложения» Знаки препинания
в сложносочинѐнном предложении. их анализа. Сложноподчинѐ
Сложноподчинённые предложения / Сложноподчинённый предложений (7 ш.)
Понятие о сложноподчинѐнном предложении. Место придаточного предложения по отношению к
главному. Знаки препинания в сложноподчинѐ
Сложноподчинѐнное предложение с придаточным определительным.
Сложноподчинѐнное предложение с придаточным изъяснительным.
Сложноподчинѐнные предложения с придаточными обстоятельственными.
Сложноподчинѐнные предложения с придаточными обстоятельственными.
Сложноподчинѐнное предложение с несколькими придаточными. Закрепление о
сложноподчинѐнных предложениях
Диктант. Закрепление знаний по разделу « Сложноподчинѐнные предложения»
Бессоюзные сложные предложения / Союздымо сложный предложений (6 ш.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном
сложном предложении
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Сочинение
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Обобщение изученного по теме бессоюзные сложные предложения
Диктант. Обобщение знаний по изученному разделу «Бессоюзное сложное предложение».
Сложное предложение с различными видами связи (3 ш.)
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных
предложениях

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи
Прямая и косвенная речь / Вияш ой (5 ш.)
Прямая речь. Диалог. Повторение ранее изученного материала.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.
Цитата
Изложение. Шырчык куанен муралта.
Повторение и систематизация изученного в 5- 9 классах. 3 ч./ Чыла тунеммым ушештарымаш (3 ш.)
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология.
Морфемика. Словообразование. Морфология
Синтаксис. Орфография. Пунктуация


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».