Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Старобухарово
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 7
от «02» ноября 2020 г.
Утверждено
Приказ № 117 от_02.11.2020
Рабочая программа
по учебному предмету
родная (марийская) литература
основного общего образования
Выполнила:
Кармышева Нина Владимировна,
соответствие занимаемой должности
с. Старобухарово
2020
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Родная литература (Марийская литература)» в основной школе, владеющих родным (марийским) языком
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство
ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка
и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с
российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному
самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного
субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога,
готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
(формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами
учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта
социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного
отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования,
организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского
потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы,
к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные). Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы
и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и
требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы
действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта
учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); выявлять и называть причины
события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя
причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся
сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое,
и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и
нехудожественный – учебный, научнопопулярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой
задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся
сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков
в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов,
создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:
понимание ключевых проблем изученных произведений марийского фольклора и фольклора других народов, марийских писателей;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой
терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других
народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать
на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие
работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование
эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных
образов литературных произведений
5 класс
Устно : Учащиеся 5 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственной техникой чтения, поэтому-важно больше внимания
уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Учащиеся 5 классов должны владеть устным пересказом (подробный, выборочный, краткий, от другого лица).
Уметь делать сравнительную характеристику героев.
Анализировать прочитанное произведение (назвать автора, действующих лиц, тему произведения, основную мысль)
Выразительно читать наизусть 10-12 стихотворений.
Письменно: Уметь составить план к прочитанному произведению
Сочинение по сравнительной характеристике героев.
Уметь описывать иллюстрации к изучаемым произведениям (сочинение по картине).
6 класс
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ: подробный, выборочный, сжатый, от другого лица, художественный - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развёрнутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев.
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка
сообщений, диалога литературных героев. Использование словарей.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную
тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 6 классе.
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения (простого и сложного).
Свободное владение письменной речью в объёме курса литературы, изучаемого школьниками в 6 классе.
7 класс
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ – подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный – небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое. Характеристика героя.
Использование словарей, каталогов.
Письменно: письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную
тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 7 классе.
Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев, двух героев.
Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления).
8 класс
Устно: правильное беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, - художественный (с максимальным использованием художественных
особенностей текста) -небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка
сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений,
докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение миниатюра, сочинение на литературную и свободную
тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 8 класс.
Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль. Создание плана будущего сочинения,
доклада (простого и сложного).
Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказы, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками.
9 класс
Устно: правильное беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, - художественный (с максимальным использованием художественных
особенностей текста) -небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка
сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений,
докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную
тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 9 классе.
Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль. Создание плана будущего сочинения,
доклада (простого и сложного). Создание конспекта (простого и сложного).
Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказы, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками.
Содержание предмета
5 класс
Художественная литература – словесное искусство.
Малые жанры УНТ (пословицы, загадки, народные приметы, запреты).
Народная проза (сказка, легенда, предание, народный рассказ).
«Ший пуян Ший Пампалче».
Теория литературы: фольклор. Фольклорные жанры. Сказочные герои. Сюжет. Пет. Першут. Кутко суан.
Теория литературы: литературная сказка. Автор. Повествователь. Реальное и фантастическое. Тема. Идея.
С.Г.Чавайн. Воспоминание «Поэт лумем кузе лекте». Сихотворение «Ото». Н.Мухин.Стихотворения «Ото», «Кайык-влак», «Йолагай ден Пулагай».
Г.Микай. Маскаиге, Пормо.
Теория литературы: понятие о басне. Эзопов язык.
Сюжет. Аллегория . Мораль, Сравнение. Юмор и сатира.
М.Шкетан. Мичун уке ачажат.
Теория литературы: Понятие о рассказе. Сюжет. Пейзаж и его функции.
Повествование. Описание.
Шабдар Осып. Тушка вий дене.
М.Казаков. Миша.
И.Одар. Таргылтыш.
Н.Ильяков. Латик кролик.
Теория и история литературы: Лирическое стихотворение. Рифма. Художественный образ в лирическом произведении. Олицетворение. Эпитет. Метафора.
Сходство и различие стихотворения и прозы.
Для внеклассного чтения. В.Абукаев-Эмгак. Йошкар энер.
К.Васин.Эчу.
Н.Егоров.Чарайолан жапем.
М.М.Иванов. Мичуш.
М.Шкетан. Яку. Якшывай. Патыр шольо-влак.
Шабдар Осып. Кориш А.Александров-Арсак. Тау, авай.
З.Дудина. Авай ден пырля.
К.Беляев. Изи тумо.
В.Колумб. Чодыра йомак.
А.Федоров. Вылевыле. Турий. Шушпык.
Шадт Булат. Ший памаш.
Теория литературы: тема природы в современной марийской литературе.
С.Вишневский. Марий Эл.
Надежда Сильби. Шумбел чуваш мландем.
Произведения для заучивания наизусть
А.Александров-Арсак. Тау, авай
С.Вишневский. марийЭл.
М.Казаков. Миша.
Г.Микай. Пормо.
С.Чавайн.Ото.
Шадт Булат. Ший памаш.
6 класс
Народная лирика. Песни.
Кавасе удыр – кутучо. Миф.
Легенда. Илыше ку.
Предание об Акпарсе.
А.Спиридонов., А.Мокеев. эпос «Югорно».
Карело-финский эпос. Калевала.
В.Иванов. Вудшо келге, серже тура.
Г.Матюковский. Петю.
Н.Лекайн. Шортньо падыраш.
С.Николаев. Ик пушенге ок ыште пуртусым. Кугешна лумжо дене марий.
А.Мичурин-Азмекей.Керем онго.
А.Иванова. Ойлат, каяш гын мланде турыш.
Г.Сабанцев. Шочмо пыжаш.
Мустай Карим. Куэ лышташ нерген.
В.Сапаев. Мом каласет, Миля?
И.Горный. Мый удем.
Произведения для заучивания наизусть:
Вудшо йога. Серже кодеш (песня)
Г.Матюковский. Петю (отрывок из поэмы)
А.Иванова.Ойлат, каяш гын мланде турыш
Сем.Николаев. Ик пушенге окыште пуртусым
Г.Сабанцев. Шочмо пыжаш.
Мустай Карим.Куэ лышташ нерген
Теория и история литературы:
Литература и фольклор. Литература и мифология. Героический эпос.
Литературный герой. Персонаж. Главные герои и второстепенные персонажи. Авторповествователь.
Сюжет и композиция произведения.
Эпизод. Пейзаж. Портрет. Диалог и монолог.
Названия произведений. Тематика и проблематика. Пафос.
Проз и поэзия. Средства выразительности речи: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, литота, антитеза, аллегория, иносказание.
Строение стихотворения. Рифма. Строфа.
Эпика. Лиро-эпика. Лирика.
Эпические жанры: рассказ, повесть, роман.
Лирические жанры: стихотворение, ода, элегия.
Лиро-эпический жанр-влак: басне, поэме.
Изображение исторических событий и народной жизни в художественном произведениях.
7 класс Я.Элексей. Ормок.
Ким Васин. Юкей Егоров.
Теория литературы: монолог, диалог. Массовая сцена.
В.Юксерн. Вудшо йога, серже кодеш.
В. Сузы. Вакш йонышта.
Теория литературы: эпиграф. Антитеза.
Олык Ипай. Шыже кечын. Поэт (триолет)
Теория литературы: поэзия и проза. Лирика, виды лирических произведений, их сходство и различия. Триолет.
Йыван Кырла. Шочмо кече. Муралтем мый йывыртен.
Теория литературы: сравнение, ассонанс, аллитерация, метафора.
Строение стихотворения: ритм, стопа, рифма.
А.Бик. Сонеты.
Теория литературы: сонет. Амфибрахий. Анапест.
М.Шкетан. Ече. Парашют.
Теория литературы: юмор и сатира. Юмористические рассказы.
Традиции М.Шкетана в жанре юмористических рассказов.
Ю.Артмонов.Киндет перкан лийже.
В.Абукаев-Эмгак. Кинде шултыш.
Теория литературы: сюжет произведения. Элементы сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Конфликт. Пейзаж. Портрет.
Художественная деталь.
В.Колумб. Шочмо йылме. Мыйын корнем.
Теория литературы: автор-повествователь. Герой-рассказчик, авторская позиция. Лирический герой и средства его изображения.
В.Регеж-Горохов. Элнет.
Теория литературы: символ. Леена Лаулаяйнен. Чачавий.
Произведения для заучивания наизусть
А.Бик. Сонеты (отрывок)
Йыван Кырла. Шочмо кече.
В.Колумб. Шочмо йылме.
Олык ипай. Шыже кечын.
В.Регеж-Горохов. Элнет.
Л.Лаулаяйнен. Чачавий.
8 класс
С.Чавайн. Шылше. Акпатыр.
Теория литературы: образ-характер. Литературные направления: романтизм и реализм. Романтический герой. Историческое, реальное и вымысел в литературе.
Драма, опера, либретто, ария, хор.
В.Сави. Муро орланге.
Н.Игнатьев. Комсомол удыр.
Теория литературы: Понятие о прототипе.
Дим.Орай. Чолга шудыр.
Н.Лекайн. Шонго мичуринец.
Теория литературы: Очерк, публицистика, реальный герой в художественной литературе. Литературный герой и персонажи. Групповая характеристика.
М.Казаков. Онар. Лесникын мутшо.
М.Рыбаков. Ачамын йоратыме мурыжо.
Осмин Йыван.Марий Эл. Уна.
Г.Алексеев. Порт. Шочмо мландын шокшыжо.
Теория литературы. Описание. Повествование. Символ. Новелла.
А.Тимиркаев. Тукым кыл.
В.Изилянова. Мый тышан шочынам.
М.Кудряшов. Тулык окна-влак.
В.Петухов. Эре поро лийже.
Роберт Миннуллин. Пошкудылык ак – юмын ак.
Произведения для заучивания наизусть
В.Изилянова. Мый тышан шочынам.
М.Казаков. Онар.
Дим. Орай. Чолга шудыр. (ава нерген ужаш)
Осмин Йыван. Марий Эл.
В.Петухов. Эре поро лийже.
А.Тимиркаев. Тукым кыл.
9 класс
Я.Ялкайн. «Андрий Толкын».
Теория литературы: рассказ и повесть, их сходство и различие Тема и идея. Биография и автобиография.
К.Коршунов. «Аксар ден Юлавий».
Теория литературы: драма, трагедия, комедия, их сходство и различие. Сюжет и композиция произведения.
Н.Ильяков. «Нимучашдыме муро». «Онтон Йыван».
Теория литературы: стихотворение, поэма, роман в стихах. С.Вишневский. «Пиал». Теория литературы: лирический герой. Образ автора-повествователя.
Современная марийская литература. Ю.Рязанцев. «Ава шум».
М.Илибаева. «Орина кова».
С.Эсаулова. «Чодыра».
А.Васильев. «Мый йол умбалне пенгыдын шогем».
Арно Валтон. «Тиде ик илышетлан мо тыланет кулеш».
Для заучивания наизусть
Н.Ильяков. «Нимучашдыме муро» (отрывок из романа).
С.Вишневский. «Пиал» (отрывок).
Ю.Рязанцев. «Ава шум».
С.Эсаулова. «Чодыра».
А.Васильев. «Мый йол умбалне пенгыдын шогем».
Календарно-тематическое планирование в 5 классе
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8-9
10
11
12
13
14-15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Тема урока
Введение. Устное народное творчество. Сказка. Литературная теория
Пословицы
Загадки
Народные приметы
Запреты
Сказка «Ший Пуян Ший Пампалче»
У.вн.чт. Марийские народные сказки и других народов
Сказка П. Першута «Кутко суан»
УРР. Конкурс на лучшую сказку
Стихотворение «Ото» и рассказ С. Чавайна «Поэт лумем кузе лекте»
Стихотворения Н.Мухина «Ото», «Кайык-влак»
Басни Г. Микая «Маскаиге» и «Пормо»
Рассказ М.- Шкетана «Мичун уке ачажат»
Развитие речи по рассказу М.- Шкетана. Изложение «Йочапортышко»
Шабдар Осып. Повесть «Тӱшка вий дене» части «Тошто сад» и «Шыже паша»
Шабдар Осып. Повесть «Тӱшка вий дене» части «Шошым» и «Кеҥеж»
Обобщение по повести Шабдар Осыпа «Тӱшка вий дене»ё
У.Р.Р. Сочинение по повести
Стихотворение М.Казакова «Миша»
Рассказ И.Одара «Таргылтыш»
Рассказ Н.Ильякова «Латик кролик»
У.вн.чт. по рассказу М.- Шкетана «Яку»
Стихотворение А. Александрова - Арсака «Тау, авай»
Стихотворение З. Дудиной«Авай дене пырля»
Кол – во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27
28
29
30
31
32
33
34
УРР.Конкурс на выразительное чтение стихов о маме
Рассказ К.Беляева «Изи тумо»
Стихотворения В.Колумба «Чодыра йомак»
Стихотворения А.Фёдорова «Выле –выле», «Турий», «Шӱшпык»
Стихотворение Ш. Булата «Ший памаш»
Стихотворение С.Вишневского «Марий Эл»
Стихотворение Надежды Сильсби «Шумбел Чуваш мландем»
Повторение изученного за год. Обобщающий тест
1
1
1
1
1
1
1
1
Календарно-тематическое планирование в 6 классе
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Тема урока
Введение
Устное народное творчество. Лирические песни
Разновидности песен
Мифы
Миф «Кава удыр – кутучо»
Легенда «Илыше ку»
Предание об Акпарсе
Эпос А.Спиридонова и А.Мокеева «Югорно»
Карело-финнский эпос «Калевала»
Увн.чт. Народные рассказы
Тема войны в марийской литературе. Жизнь и творчество В.Иванова
Повесть «Вудшо келге, серже тура»
Тема дружбы и помощи друг другу в повести
Г.Матюковский. Слово о поэте.
Поэма «Петю»
Образ Петю в поэме, повторившего подвиг А.Матросова
Лекайн «Шортньо падыраш».
Тема трудного детства в повести.
Тема дружбы народов в повести.
Увн.чт. Повесть В.Юксерна «Атаманыч»
Природа, родной край и народ. С. Николаев. Слово о поэте. Стих-е «Ик пушенге ок ыште пуртусым»
Стих-е «Кугешна лумжо дене марий
А.Мичурин-Азмекей. Писатель-лирик, воспевающий природу.
Кол – во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Рассказ «Керем онго»
Увн.чт. Рассказы А.Мичурина-Азмекея «Оланге да шеренге», «Шумдымо айдеме».
А.Иванова. слово о поэтессе. Стих-е «Ойлат, каяш гын мланде турыш
почеламут. Г.Сабанцев. Слово о поэте. Стих-е «Шочмо пыжаш»
Слово о башкирском поэте Мустае Кариме. Стих-е «Куэ лышташ нерген»
Труд учит жить. В.Сапаев. Учитель и писатель. Повесть «Мом каласет, Миля?»
Образ Мили в повести.
Тема детей в повести, ищущих правду жизни
И.Горный. Слово о поэте. Стих-е «Мый удем»
Увн.чт. В.Исенеков «Янбердинын дневникше»
Итоговый обобщающий урок.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Календарно-тематическое планирование в 7 классе
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Тема урока
Введение. Роль художественной литературы в жизни человека. Я.Элексейн – писатель, хорошо знающий историю народа
Идейно-тематическое содержание повести «Ормок». Время действия в повести. Система образов. Ормок и Лотай.
Композиция и своеобразие повести. Теория литературы: архаизмы, портрет, пейзаж
УРР. Сочинение «Что я узнал о прошлой жизни народа»
Ким Васин. История народа в творчестве писателя. Идейно-тематическое содержание рассказа «Юкей Егоров». Время
действия в рассказе, характеры героев
Композиция и своеобразие рассказа. Теория литературы: монолог, диалог. Массовые сцены.
В. Юксерн. Реальные люди в творчестве писателя.
Идейно-тематическое содержание повести «Вудшо йога – серже кодеш». Образ Васи Мосолова.
Композиция и своеобразие повести. Теория литературы: правда и вымысел писателя.
РР. Сочинение «Могу ли я быть (стать) как Мосолов?»
Жизнь и творчество писателя В.Сузы. Идейно - тематическое содержание рассказа «Вакш йонышта»
Причины вражды между Павлом и Никитой. Название и идея рассказа. Теория литературы: эпиграф, антитеза
У вн.чт. В.Исенеков. «Капар тукым». И.Ломберский. «Чын лумжо Кузьма».
Жизнь и творчество поэта-новатора Олыка Ипая. Время, в котором жил поэт. Своеобразие стихотворения «Шыжым»
Своеобразие и строение триолета «Поэт». Теория литературы: поэзия и проза. Триолет.
Поэт-киноартист Йыван Кырла. Своеобразие и строение стихотворения «Шочмо кече». Теория литературы: аллитерация,
ассонанс, метафора, сравнение.
Стихотворение «Муралтем мый йывыртен». Теория литературы: строение стихотворения, ритм, рифма. Стопа.
А.Бик. Жизнь и творчество поэта. Содержание сонетов, строение. теория литературы: сонет, амфибрахий, анапест.
УРР.Сочинение стихотворений
Жизнь и творчество М.Шкетана. Юмористические рассказы. Содержание рассказа «Ече», образы героев рассказа.
Кол – во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Содержание и образы героев рассказа «Паршют». Теория литературы: юмор и сатира.
Увн.чт. Юмористические рассказы Дим.Орая, М.Рыбакова, М.Шкетана
Жизнь и творчество Ю.Артамонова. Идейно-тематическое содержание повести . «Киндет перкан лийже», время действия
повести
Образ Ивана Васильевича. Проблема взаимоотношений поколений отцов и детей. Композиция и своеобразие повести.
Творческий путь В. Абукаева - Эмгака. Идейно-тематическое содержание рассказа «Кинде шултыш». Композиция и
своеобразие рассказа. Теория литературы: сюжет, элементы сюжета, конфликт, пейзаж, детали произведения.
УРР. Сочинение «Хлеб – всему голова»
У вн. чт. Произведения поэтов о хлебе
Жизнь и творчество В. Колумба. Стихотворение «Шочмо йылме» почеламутын чоналтмыже, йылме ойыртемже
Стихотворение В.Колумба «Мыйын корнем». Теория литературы: автор-повествователь, авторская позиция, лирический
герой.
Артист, поэт и драматург В.Регеж-Горохов. Своеобразие стихотворения «Элнет». Поэт-песенник.
Увн.чт. Произведения поэтов о родном крае.
Финнская поэтесса Леена Лаулаяйнен. Идейно - тематическое содержание стихотворения «Чачавий»
УРР. Сочинение «Легко ли сохранить свое имя?»
Обобщение изученного за год. Итоговое тестирование . Защита проектов и исследовательских работ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Календарно-тематическое планирование в 8 классе
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема урока
Кол – во часов
Введение. Литература – искусство слова.
Жизнь и творчество С.Чавайна
Идейно-тематическое содержание драмы «Акпатыр»
Акпатыр и Савий – два ненавистных врага. Мужские и женские образы в драме «Акпатыр».
Композиция, строение и своеобразие драмы «Акпатыр»
УРР. Сочинение «Акпатыр да тудын пашаже»
Увн.чт. Повесть С.Чавайна «Дезертир-влак»
Жизнь и творчество В.Сави. Рассказ В.Сави «Муро орланге»
Жизнь и творчество Н.Игнатьева
Повесть Н.Игнатьева «Комсомол удыр»
Главные герои повести «Комсомол удыр»
Композиция, строение и своеобразие повести «Комсомол удыр»
УРР. Сочинение по повести «Какими бы были в наши дни Огаптя или Анфиса?»
Жизнь и творчество Дим.Орая. Повесть Дим.Орая «Чолга шудыр». Образ Сергея Суворова
Композиция, строение и своеобразие повести «Чолга шудыр»
УРР. Сочинение по повести «Чолга шудыр»
Жизнь и творчество Н.Лекайна. Очерк Н.Лекайна «Шонго мичуринец»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Жизнь и творчество Н.Казакова. Стихотворение «Онар»
Стихотворение Н.Казакова «Лесникын мутшо»
Жизнь и творчество Н.Рыбакова.
Повесть Н.Рыбакова «Ачамын мурыжо
Композиция, строение и своеобразие повести
Увн.чт. Стихи Н.Казакова «Поро кече», «Келшымаш»
Жизнь и творчество Ивана Осмина. Стих-е «Марий Эл»
Поэма И.Осмина «Уна»
Композиция, строение и своеобразие поэмы «Уна»
Жизнь и творчество Г.Алексеева. Рассказ«Порт»
Новелла «Шочмо мландын шокшыжо»
УРР. Сочинение «Моя малая Родина – колыбель жизни»
Стихотворение А.Тимиркаева «Тукым кыл»
Стихотворение В.Изиляновой «Мый тышан шочынам»
Рассказ М.Кудряшова «Тулык окна-влак» Своеобразие рассказа.
УРР. Сочинение «Взрослые и дети. Умеют ли понимать друг друга?»
В.Петухов. Стихотворение «Эре поро кече лийже» Р.Минуллин. Слово о татарском поэте. Стихотворение «Пошкудын ак
– Юмын ак»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Календарно-тематическое планирование в 9 классе
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Тема урока
Кол – во часов
Введение
Яныш Ялкайн
Жизнь и творчество Я.Ялкайна. Связь Я.Ялкайна с С.Горьким
Идейно-тематическое содержание повести «Андрий Толкын»
Андрий Толкын – автобиографический образ.
Композиция и своеобразие повести «Андрий Толкын»
УРР. Сочинение по повести
К.Коршунов
Жизнь и творчество К.Коршунова
Идейно-тематическое содержание драмы «Аксар ден Юлавий»
Образы главных героев драмы «Аксар ден Юлавий»
Композиция и своеобразие драмы «Аксар и Юлавий»
УРР.Сочинение (тему выбирают уч-ся)
У.вн.чт. Повести Я.Ялкайна «Ужар жап», «Ола»
Н.Ильяков
Жизнь и творчество Н.Ильякова
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Идейно-тематическое содержание романа «Нимучашдыме муро». Образ главного героя
Композиция и своеобразие романа» «Нимучашдыме муро»
УРР. Сочинение «Опак Микита – передовой человек 20 века»
Идейно-тематическое содержание рассказа «Онтон Йыван»
С.Вишневский
Жизнь и творческий путь С.Вишневского
Идейно-тематическое содержание поэмы «Пиал»
Композиция и своеобразие поэмы «Пиал»
УРР. Сочинение «Что такое счастье?»
ШСЛУ. С.Вишневский Муса Джалиль У.вн.чт. С.Вишневский «Шум гыч шумыш», Муса Джалиль «Мыйын мурем».
Современная марийская литература
Развитие марийской литературы
Ю.Рязанцев. Жизнь и творчество. Стихотворение «Ава шум»
М.Илибаева. Жизнь и творческий путь
М.Илибаева. Идейно-тематическое содержание повести «Орина кова»
Композиция и своеобразие повести «Орина кова»
УРР. Сочинение «Мы сами строим свою жизнь»
С.Эсаулова. Слово о поэте. Стихотворение «Чодыра»
А.Васильев. Слово о поэте. Стихотворение «Мый йол умбалне пенгыдын шогем»
У.вн.чт. Повесть М.Ушаковой «Авамын куэже»
Арво Валтон – эстонский поэт. Стихотворение «Тиде ик илышетлан мо тыланет кулеш»
УРР. Сочинение «До свидания, школа!» Обобщение исследовательских работ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1