Рабочая программа НОО учебного предмета русский язык

Приложение № 4
ООП НОО

Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
Уровень начального общего образования

1. Планируемые результаты освоения учебного курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты:
1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразие
природы, народов, культур и религий;
3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4. овладение начальными навыками адаптации динамично изменяющимся и развивающимся мире;
5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8. развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций;
10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотиваций к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;

2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4. формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже
в ситуациях неуспеха;
5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач;
7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измерять величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-,
видео – и графическом сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо – видовым
признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11. готовность слушать собеседника и вести диалог и вести диалог; готовность признать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
(природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами;

16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о
языке как основе национального самосознания;
2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого
общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателем общей культуры и
гражданской позиции человека;
4. овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и
правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения коммуникативных задач;
5. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических
и коммуникативных задач.
Обучающийся научиться:
 участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные
правила речевого поведения);
 строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего
собственного мнения);
 (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с
учебно-познавательной
задачей (под руководством учителя);

 пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

различать устную и письменную речь;

 различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;

отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

 анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

 понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их
абзацным
отступам, определять последовательность частей текста;

 читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

 составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания
рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся
получит возможность научиться:

 анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при
устном
или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

 соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
 озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

 распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

 составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему
(после предварительной подготовки);
 находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

 составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
 составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

 письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

 проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и
исправлять неточности в содержании и оформлении.

2. Содержание учебного курса

Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации,
содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи.
Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и
т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование,

рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание,
извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации,
заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным
письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших
собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин,
серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и
последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых
моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.
Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и
чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как
средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.
Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного
списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств:
пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление
небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.
Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение
звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение
качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный —
непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное
ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и
сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на
письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я;
в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знак переноса, абзац.

Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со
словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и
многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и
различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными
корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и
неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.
Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных,
отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение
существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к
1, 2, 3-му склонению.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам,
кроме прилагательных на - ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи.
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что
сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам
и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён
существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений
по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и
невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных
членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм
в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации:
 сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
 сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
 перенос слов;
 прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
 проверяемые безударные гласные в корне слова;
 парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
 непроизносимые согласные.
Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа «желток», «железный»
 непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
 гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
 разделительные ъ и ь;
 мягкий знак после шипящих на конце имён существительных ночь, нож, рожь, мышь);
 безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

безударные падежные окончания имён прилагательных;

 раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
 не с глаголами;
 мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);


 мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
 безударные личные окончания глаголов;
 раздельное написание предлогов с другими словами;
 знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
 знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом
ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание
на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам.
Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства
и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное
и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение -описание, сочинение-рассуждение.

5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
УМК «Школа России»

1 класс
№

Тема урока
Добукварный период

Кол-во часов
18

1

Знакомство с прописью и разлиновкой на ее страницах. Гигиенические правила письма.

1

2

Строка и междустрочное пространство. Письмо наклонных прямых.

1

3

Письмо полуовалов «левых» и «правых». Письмо овалов.

1

4

Письмо наклонных прямых с закруглением внизу вправо и влево

1

5

Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением внизу и вверху. Письмо полуовалов

1

6

Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением внизу влево и вправо

1

7

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху и внизу вправо и влево. Письмо удлиненной петли
внизу.

1

8

Письмо полуовалов «левых» и «правых». Пись мо овалов.

1

9

Письмо строчной буквы а.

1

10

Письмо прописной буквы А.

1

11

Письмо строчой буквы о.

1

12

Письмо прописной буквы О.

1

13

Строчная буква и .

1

14

Заглавная буква И

1

15

Написание буквы ы

1

16

Написание букв ы, и

1

17

Письмо строчной буква у

1

18

1
Букварный период

61

19

Письмо строчной буквы н

1

20

Письмо прописной буквы Н. Письмо изученных букв.

1

21

Письмо строчной буквы с

1

22

Письмо прописной буквы С

1

23

Письмо строчной буквы к.

1

24

Письмо прописной буквы К

1

25

Письмо строчной буквы т

1

26

Письмо прописной буквы Т

1

27

Письмо строчной буквы л.

1

28

Письмо прописной буквы Л.

1

29

Письмо прописной буквы р.

1

30

Написание прописной буквы Р

1

31

Написание строчной буквы в.

1

32

Написание прописной буквы В

1

33

Написание строчной е

1

34

Написание прописной буквы Е

1

35

Упражнение в написании изученных букв. Написание строчной буквы п.

1

36

Резерв

37

Написание прописной буквы П

1

38

Написание строчной буквы м.

1

39

Написание прописной буквы М.

40

Написание строчной буквы з.

1

41

Написание заглавной буквы З.

1

42

Написание строчной буквы б

1

43

Написание заглавной буквы Б

1

44

Написание строчной буквы д.

1

45

Написание заглавной буквы Д

1

46

Написание строчной буквы я.

1

47

Написание заглавной буквы Я

1

48

Написание строчной буквы г.

1

49

Написание заглавной буквы Г.

1

50

Упражнение в написании буквы ч

1

51

Написание прописной буквы ч

1

52

Написание заглавной буквы Ч

1

53

Упражнение в написании слов, слогов и предложений с изученными буквами

1

54

Написание ь знака

1

55

Написание строчной буквы ш.

1

56

Написание заглавной буквы Ш.

1

57

Написание слов с ши

1

58

Написание строчной буквы ж

1

59

Написание заглавной буквы Ж

1

60

Строчная буква ё

1

61

Написание заглавной буквы Е

1

62

Написание строчной буквы й

1

63

Упражнение в написании слов предложений с буквой й

1

64

Написание строчной буквы х.

1

65

Заглавная буква Х

1

66

Написание слов и предложений с изученными буквами

1

67

Написание строчной буквы ю

1

68

Написание заглавной буквы Ю

1

69

Написание строчной буквы ц

1

70

Написание заглавной буквы Ц

1

71

Написание строчной буквы э

1

72

Написание заглавной буквы Э

1

73

Написание строчной буквы щ

1

74

Написание слов ча-ща. Чу – щу.

1

75

Написание заглавной буквы Щ

1

76

Написание строчной и заглавной Букв Ф, ф.

1

77

Написание слов с ь иъ знаками

1

78

Написание слов ча-ща, чу-щу

1

Контрольное списывание

1

79

Русский язык. Послебукварный период
Наша речь

5

80

Наша речь.

1

81

Устная и письменная речь

1

82

Текст и предложение

1

83

Предложение. Проверочная работа №1

1

84

Диалог

1

Слова, слова, слова

4

85

Роль слов в речи.

1

86

Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действия
предметов.

1

87

«Вежливые слова»

1

88

Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова

1

Слово, слог. ударение

6

89

Слог как минимальная произносительная единица.

1

90.

Деление слов на слоги.

1

91.

Перенос слов

1

92

Перенос слов

1

93.

Ударение (общее представление).

1

94.

Ударение и безударные слоги

1

Звуки и буквы

37

95

Звуки и буквы.

1

96.

Диктант № 1 по теме «Предложение»

1

97.

Анализ диктанта. Русский алфавит, или Азбука.

1

98

Русский алфавит, или Азбука.

1

99

Гласные звуки и буквы .

1

100

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

1

101.

Гласные звуки и буквы. Слова с буквой э.

1

102.

Обозначение ударного гласного буквой на письме

1

103

Особенности проверяемых проверочных слов. Правописание гласных в ударных и безударных слогах

1

104

Резерв

1

105

Правописание гласных в ударныхи безударных слогах

1

106

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука

1

107.

Согласные звуки и буквы

1

108.

Слова с удвоенными согласными

1

109

Слова с буквами И и Й.

1

110.

Твердые и мягкие согласные звуки.

1

111.

Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки.

1

112.

Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки.

1

113

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком

1

114

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.

1

115

Востановление текста с нарушенным порядком предложение

1

116

Глухие и звонкие согласные звуки

1

117

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

1

118

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов.

1

119

Правописание парных согласных звуков на конце слов

1

120

Правописание парных согласных звуков на конце слов

1

121

Шипящие согласные звуки

1

Буквосочетаниями чк, чн, чт.

1
1

124

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

125

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши. ча-ща, чу-щу.

1

126

Диктант № 2 по теме « Повторение изученного »

1

127

Анализ диктанта. Заглавная буква в словах

1

128

Проект «Сказочная страничка»

1

129

Комплексная итоговая работа

1

130

Закрепление изученного материала

1

131

Повторение и обобщение изученного материала

1

132

Повторение и обобщение изученного материала

1

122- 123

2 класс
№ урока

Тема урока
Радел «Наша речь»

Кол-во часов
3

1

Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

1

2

Что можно узнать о человеке по его речи?

1

3

Как отличить диалог и монолога?

1
Радел «Текст»

4

4

Что такое текст?

1

5

Что такое тема и главная мысль текста?

1

6

Части текста.

1

7

Диктант

1

8

Анализ диктанта

1
Раздел «Предложение»

9

9

Что такое предложение?

1

10

Как из слов составить предложение?

1

11

Что такое главные члены предложения?

1

12

Что такое второстепенные члены предложения?
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

1

13

1

14

Распространённые и нераспространённые члены предложения

1

15

Как установить связь слов в предложении?

1

16

Сочинение по репродукции картины И.Остроухова «Золотая осень». Коллективное составление

1

рассказа
17

Диктант по теме «Члены предложения»

1

Раздел «Слова, слова, слова…»

17

18

Что такое лексическое значение слова?

1

19

Что такое однозначные и многозначные слова?

1

20

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

1

21

Что такое синонимы?

1

22

Что такое антонимы?

1

23

Контрольный диктант

1

24

Анализ диктанта

1

25

Что такое родственные слова?

1

26

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

1

27

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

1

28

Какие бывают слоги?

1

29

Как определить ударный слог?

1

30

Как переносить слова с одной строки на другую?

1

31

Как переносить слова с одной строки на другую?

1

32

Обучающее сочинение по серии картинок

1

33

Контрольный диктант

1

34

Анализ диктанта. Проверочная работа

1

Раздел «Звуки и буквы»

31

35

Как различать звуки и буквы?

1

36

Как мы используем алфавит?

1

37

Как мы используем алфавит?

1

38

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

1

39

Как определить гласные звуки?

1

40

Контрольный диктант

1

41

Анализ диктанта

1

42

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

1

43-44

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

2

45-46

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

2

47

Обучающее сочинение.

1

48

Диктант. Проверочная работа

1

49

Работа над ошибками

1

50

Как определить согласные звуки?

1

51

Согласный звук [Й] и буква И краткое.

1

52

Согласный звук [Й] и буква И краткое.

1

53

Слова с удвоенными согласными.

1

54

Развитие речи. Работа с деформированным текстом

1

55

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

56

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

57

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

1

58

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

1

59

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

1

60

Контрольный диктант

1

61

Анализ диктанта. Проверочная работа

1

62

Наши проекты. Пишем письмо.

1

Раздел «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

25

63

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

1

64

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

65

Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные».

1

66

Наши проекты. Рифма.

1

67

Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

1

68

Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

1

69

Проверь себя «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу»

1

70

Как отличить звонкий согласный от глухого?

1

71

Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие
согласные от глухих?
Проверка парных согласных в корне слова

1

72

1

73

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

1

74

Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста

1

75

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1

76

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1

77

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1

78

1

79

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного
текста
Контрольный диктант

80

Работа над ошибками . Проверочная работа

1

81

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

82

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

83

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

84

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.

1

85

Контрольное списывание. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

86

Работа над ошибками. Обучающее сочинение «Зимние забавы»

1

87

Обобщение изученного материала.

1
Раздел «Части речи»

1

41

88

Что такое части речи?

1

89

Что такое части речи?

1

90

Что такое имя существительное?

1

91

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

92

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и
фамилиях людей
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и

1

93

1

фамилиях людей
94

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и

1

фамилиях людей
95

Заглавная буква в написаниях кличек животных

1

96

Заглавная буква в географических названиях

1

97

Обучающее изложение

1

98

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

1

99

Диктант.

1

100

Анализ диктанта. Единственное и множественное число имён существительных.

1

101

Единственное и множественное число имён существительных.

1

102

Единственное и множественное число имён существительных.

1

103

Обучающее изложение

1

104

Проверка знаний.

1

105

Диктант.

1

106

Анализ диктанта. Что такое глагол?

1

107

Что такое глагол?

1

108

Единственное и множественное число глаголов

1

109

Единственное и множественное число глаголов

1

110

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

111

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».

1

112

Что такое текст –повествование?

1

113

Проверка знаний

1

114

Что такое имя прилагательное?

1

115

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

116

Прилагательные близкие и противоположные по значению.

1

117

Единственное и множественное число имён прилагательных.

1

118

Что такое текст – описание?

1

119

Проверка знаний

1

120

Общее понятие о предлоге.

1

121

Раздельное написание предлогов со словами.

1

122

Восстановление предложений.

1

123

Проверка знаний

1

124

Что такое местоимение?

1

125

Что такое местоимение?

1

126

Что такое текст – рассуждение?

1

127

Контрольный диктант

1

128

Анализ диктанта. Проверка знаний

1
Повторение

129
130

8

Повторение по теме «Текст»

1

Сочинение по картине

1

131

Повторение по теме «Предложение»

1

132

Повторение по теме «Слово и его значение»

1

133

Повторение по теме «Части речи»

1

134

Повторение по теме «Звуки и буквы».

1

135

Повторение по теме «Правила правописания»

1

136

Контрольное списывание

1

3 класс
№ урока

Тема урока
Раздел «Язык и речь» - 2 ч.

Кол-во часо
2

1

Наша речь. Виды речи

1

2

Наш язык

1
Раздел «Текст. Предложение. Словосочетание»

11

3

Текст. Типы текстов

1

4

Предложение. Виды предложений по цели высказывания

1

5

Виды предложений по интонации

1

6

Предложения с обращением

1

7-8

Главные и второстепенные члены предложения.

2

9-10

Простое и сложное предложения

2

11-12

Словосочетание

2

13

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

Раздел «Слово в языке и речи»

18

14

Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

1

15

Синонимы и антонимы

1

16

Омонимы.

1

17

Слово и словосочетание

1

18

Фразеологизмы

1

19

Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка».

1

20

Части речи.

1

21

Имя существительное.

1

22

Имя прилагательное.

1

23

Глагол

1

24

Что такое имя числительное?

1

25

Однокоренные слова

1

26

Звуки и буквы. Гласные звуки

1

27

Звуки и буквы. Согласные звуки

1

28

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

1

29

Изложение текста М.Пришвина «Полянка» по коллективно составленному плану.

1

30

Проект «Рассказ о слове».

1

31

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

1

Раздел «Состав слова»

14

32

Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

1

33

Сложные слова

1

34

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1

35

Окончание слова

1

36

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

1

37

Значение приставок

1

38

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1

39

Значения суффиксов.

1

40

Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

1

41

Что такое основа слова?

1

42

Обобщение изученного

1

43

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1

44

Подробное изложение повествовательного текста В.Бианки «Скворцы»

1

45

Проект «Семья слов»

1
Раздел «Правописание частей слова»

23

В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне

1

47-48

Правописание слов с безударными гласными в корне.

2

49-50

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

2

Сочинение по серии картин «Серая Шейка».

1

52-53

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

2

54-55

Правописание слов с удвоенными согласными

2

56

Сочинение по опорным словам по картине В.Васнецова «Снегурочка».

1

57

Контрольный диктант по теме « Правописание корней слова»

1

46

51

58-59

Правописание суффиксов и приставок

60-61

Правописание приставок и предлогов в словах.

2

62

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

1

63

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

1

Разделительный твёрдый и мягкий знак

2

66

Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту М. Родионовой «Скворец-музыкант».

1

67

Проект «Составляем орфографический словарь»

64-65

2

Раздел «Части речи»
68

Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. Части речи
Имя существительное

1
61
1
27

Значение и употребление имён существительных в речи

2

71

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

72

Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту В. Бочарникова «Мал, да удал».

1

73

Собственные и нарицательные имена существительные

1

74

Проект «Тайна имени».

1

75-76

Число имён существительных

2

77-78

Род имён существительных

2

79-80

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

2

69-70

81

Обучающее изложение

1

82

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

83

Склонение имён существительных

1

84

Падеж имен существительных

1

85

Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

1

86

Именительный падеж

1

87

Родительный падеж

1

88

Дательный падеж

1

89

Винительный падеж

1

90

Творительный падеж

1

91

Предложный падеж

1

92

Обучающее изложение

1

93

Обобщение изученного.Проект «Зимняя страничка»

1

94

Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

1

95

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных»

1

Имя прилагательное
96-97
98

15

Значение и употребление имён прилагательных вречи

2

Роль прилагательных в тексте

1

99
100

Текст-описание. Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

1

Род имён прилагательных

1

101-102 Изменение имён прилагательных по родам
103

2

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

104-105 Число имён прилагательных

1
2

106-107 Изменение имён прилагательных по падежам

2

108

Обобщение изученного

1

109

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками».

1

110

Проект «Имена прилагательные в загадках»

1

Местоимения

4

111

Личные местоимения

1

112

Изменение личных местоимений по родам

1

113

Местоимение

1

114

Обучающее изложение

1
Глагол

14

115-116 Значение и употребление глаголов в речи

2

117-118 Неопределённая форма глаголов

2

119

Число глаголов

1

120

Времена глаголов

1

121

Времена глаголов.2-е лицо глаголов

1

122-123 Изменение глаголов по временам. Обучающее изложение

2

124

Род глаголов в прошедшем времени

1

125

Правописание частицыне с глаголами.

1

126-127 Обобщение изученного
128

2

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

Повторение – 7 ч.
129

Части речи.

1

130

Обобщение изученного о словах, предложениях

1

131

Правописание окончаний имён прилагательных

1

132

Правописание приставок и предлогов

1

133

Правописание безударных гласных

1

134

Итоговый контрольный диктант

1

135

Текст. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»

1

136

Резерв

1

№ урока

Тема урока

4 класс

Кол-во часов

1

Раздел « Предложение (синтаксис и пунктуация)»
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

28
1

2

Язык и речь. Формула вежливости

1

3

Текст и его план

1

4

Обучающее изложение

1

5

Анализ изложения. Типы текстов

1

6

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1

7

Диалог. Обращение

1

8

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения

1

9

Контрольный диктант

1

10

Словосочетание

1
Раздел «Предложение»

11

Однородные члены предложения.

6
1

12

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

13

Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

1

14

Наши проекты

1

15

Простое и сложное предложение. Связь между простыми предложениями в составе сложного

1

16

Контрольный диктант

1
Раздел «Слово в языке и речи»

17

17

Слово и его лексическое значение

1

18

Многозначные слова. Прямое и переносное значение. Заимствованные слова. Устаревшие слова

1

19

Синонимы. Антонимы. Омонимы

1

20

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.

1

21

Состав слова. Распознание значимых частей слова

1

22

Состав слова. Распознание значимых частей слова

1

23

Правописание гласных и согласных в корнях слов

1

24

Правописание приставок и суффиксов

1

25

Разделительный твердый и мягкий знаки

1

26

Обучающее изложение

1

27

Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи

1

28

Склонение имен существительных и имен прилагательных

1

29

Имена числительные. Глагол

1

30

Наречие как часть речи

1

31

Правописание наречий

1

32

Сочинение отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

1

33

Контрольный диктант

1
Раздел «Имя существительное»

34

Распознание падежей имен существительных

30
1

Упражнение в распознании имен существительных в И.п., Р.п., В.п. неодушевленных имен

1

35

существительных

36

Упражнение в распознании имен существительных творительном и предложном падежах

1

37

Повторение сведений о падежах и приемах их распознания. Несклоняемые имена существительные

1

38

Три склонения имен существительных (общее представление). 1склонения имен существительных

1

39

Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

1

40

2 склонения имен существительных

1

41

Упражнение в распознании имен существительных 2 склонения

1

42

3 склонения имен существительных

1

43

Упражнение в распознании имен существительных 3 склонения

1

44

Обучающее изложение

1

Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных 1,2,3склонения единственного числа.

1

45

Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных

46

Именительный и винительный падежи имен существительных.

1

47

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже

1

48

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в дательном падеже

1

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном и дательном

1

49

падеже

50

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в творительном падеже

1

51

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в предложном падеже

1

52

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах

1

53

Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница»

1

54

Контрольный диктант

1

55

Анализ диктанта. Повторение

1

56

Склонение имен существительных во множественном числе

1

57

Именительный падеж имен существительных множественного числа

1

58

Родительный падеж имен существительных множественного числа

1

59

Д.п., Т.п., П.п. имен существительных множественного числа

1

60

Обучающее изложение

1

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и

1

61

множественном числе.

62

Контрольный диктант

1

63

Анализ диктанта. Наши проекты

1

Раздел «Имя прилагательное»

25

64

Имени прилагательное как часть речи

1

65

Род и число имен прилагательных

1

66

Описание игрушки

1

67

Склонение имен прилагательных.

1

68

Сочинение по картине А.В. Серова «Мика Морозов»

1

69

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1

70

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в И.п. и Р.п.

1

71

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в Д.п.

1

72

Именительный, винительный, родительный падеж.

1

73

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в Т.п.и П.п.

1

74

Выборочное изложение повествовательного текста. Наши проекты

1

75

Анализ изложения. Склонение имен прилагательных женского рода

1

76

Именительный и винительный падеж имен прилагательных женского рода.

1

77

Р.п., Д.п., Т.п. и П.п. имен прилагательных женского рода.

1

78

В.п. и Т.п. падеж имен прилагательных женского рода

1

79

Изложение описательного текста

1

80

Анализ изложения. Склонение имен прилагательных во множественном числе

1

81

Сочинение – отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»

1

82

И.п. и В.п. имен прилагательных множественного числа

1

83

Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа

1

84

Д.п. и Т.п. имен прилагательных множественного числа

1

85

Обобщение по теме «Имя прилагательное».

1

86

Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

87

Контрольный диктант

1

88

Анализ диктанта. Повторение

1
Раздел «Местоимение»

7

89

Местоимение как часть речи. Личные местоимения

1

90

Изменение личных местоимений 1 , 2

1

91

го

Изменение личных местоимений 3

го

го

лица по падежам

лица по падежам

1

92

Изменение личных местоимений по падежам

1

93

Изложение повествовательного текста с элементами описания

1

94

Контрольный диктант

1

95

Анализ контрольного диктанта. Повторение

1

Радел «Глагол»
96

Роль глаголов в языке

26
1

97

Изменение глаголов по временам

1

98

Неопределенная форма глагола

1

99

Изменение глаголов по временам

1

100

Изложение повествовательного текста по цитатному плану

1

101

Анализ изложения. Спряжение глаголов

1

102

Спряжение глаголов

1

103

2 лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

1

104

Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

1

105

1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени

1

106

1 и 2 спряжение глаголов будущего времени

1

107

Наши проекты

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

3

111

Возвратные глаголы

1

112

Правописание возвратных глаголов

1

113

Закрепление. Составление рассказа по серии картинок

1

114

Правописание глаголов в прошедшем времени

1

115

Изложение повествовательного текста по вопросам

1

116

Контрольный диктант

1

117

Анализ диктанта. Повторение

1

118

Обобщающий урок по теме «Глагол»

1

119

Обобщающий урок по теме «Глагол»

1

120

Изложение повествовательного текста

1

121

Проверка знаний по теме «Глагол»

1

122

Анализ изложения и текстовой работы

1

108-110

Повторение
123

Язык. Речь. Текст.

14
1

124

Предложение и словосочетание

1

125

Предложение и словосочетание

1

126

Лексическое значение слова

1

127

Сочинение по картине «Мои впечатления о картине И.И.Шишкина «Рожь»

1

128

Состав слова

1

129

Состав слова

1

130

Части речи

1

131

Изложение повествовательного текста

1

132

Анализ изложения. Части речи

1

133

Итоговый контрольный диктант

1

134

Анализ контрольного диктанта. Повторение

1

135

Звуки и буквы

1

136

Игра «По галактике Частей речи»

1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».