Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательное школа с. Старобухарово УТВЕРЖДЕНО Приказ № _____ от ____2020 г Директор МКОУ ООШ с.Старобухарово С.И.Янбекова. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ __ класса МКОУ ООШ с.Старобухарово на 2020-2021 учебный год Классный руководитель: ___ __________________ с.Старобухарово 2020 г. Пояснительная записка. Данная рабочая программа воспитания разработана на основе Примерной программы воспитания, утвержденной 2 июня 2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», Программы воспитания МКОУ ООШ с.Старобухарово. Программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы является приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирования у обучающихся основ российской идентичности; готовности обучающихся к саморазвитию; мотивации к познанию и обучению; ценностных установок и социально-значимых качеств личности; активного участия в социально-значимой деятельности. Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Цель воспитательной работы школа на 2020/2021 учебный год: совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. В воспитании детей младшего школьного возраста является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих основных задач: ререализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, 1) поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и ана лиза в школьном сообществе; 2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения , работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их вос питательные возможности; 4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддержив ать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализов ывать их воспитательный потенциал; 6) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный по тенциал; 7) развивать предметно – эстетическую среду школы и реализовать ее воспитат ельные возможности; 8) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития д етей. 2. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы: На внешкольном уровне: социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума: -патриотическая акция «Бессмертный полк» (проект запущен по инициативе и при непосредственном участии Школы, с 9 мая 2016 года шествие жителей с. Старобухарово с портретами ветеранов Великой Отечественной войны проходит ежегодно); -экологическая акция «Чистое село», «Чистая река» (в уборке центральной улицы и берега реки Бисерть активно участвуют не только дети, но и родители); -акция «Письмо солдату» (накануне Дня защитника Отечества школьники готовят творчески оформленные письма и отправляют их по почте выпускникам школы, проходящим на данный момент срочную службу в Армии) и др. открытые дискуссионные площадки – комплекс открытых дискуссионных площадок. - общешкольные родительские и ученические собрания, которые проводятся регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы; - Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся с представителями Управления образования, КДН и ЗП, ПДН); проводимые для жителей поселка и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих: - спортивно-оздоровительная деятельность: соревнования по лёгкой атлетике, лыжным гонкам, футболу между выпускниками школы и старшеклассниками; состязания «Зарница», «Веселые старты» и т.п. с участием родителей в командах; - досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием родителей, бабушек и дедушек; -концерты в сельском Доме культуры с вокальными, танцевальными выступлениями школьников в День пожилого человека, День защиты ребенка, на Масленицу, 8 Марта, 9 Мая и др.; - мероприятия, связанные с сохранением традиций и обычаем своего народа: Неделя марийской культуры, новогодние святки - «Шорыкйол», праздник Весны - «Пеледыш пайрем» и др. На школьном уровне: общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы: -День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная обучающимися, проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей Школы); -праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, выпускные вечера, «Первый звонок», «Последний звонок» и др.; -Предметные недели (литературы, русского и английского языков; математики, физики, биологии и химии; истории, обществознания и географии; начальных классов); -День науки (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита) торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей: - «Посвящение в первоклассники»; - «Первый звонок»; - «Последний звонок». церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы: -еженедельные общешкольные линейки (по понедельникам) с вручением грамот и благодарностей; -награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного года Похвальными листами и грамотами обучающихся, а также классов, победивших в конкурсе «Лучший класс школы». На уровне классов: выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. На индивидуальном уровне: вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Работа с классным коллективом: инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с учащимися: изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями; поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить; индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи. коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. Циклограмма работы классного руководителя Понедельник – беседа с учащимися, психологом. Вторник – работа с документацией. Среда – проверка состояния тетрадей. Четверг – тематические классные часы. Пятница – Индивидуальная работа с родителями (посещение на дому, звонки, собрание родительского комитета). Один раз в месяц генеральная уборка кабинета. Модуль «Здоровье и безопасность» Согласно статьям 28, 41, 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье детей, создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающихся. В условиях сохраняющейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения деятельность по сохранению, укреплению и формированию здоровья школьников рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества. В состоянии здоровья детей и подростков, являющихся интеллектуальным, кадровым, оборонным потенциалом общества и государства, сформировались устойчивые негативные тенденции: растет заболеваемость, ухудшается физическое развитие, прогрессивно увеличивается распространенность факторов риска формирования здоровья и развития. В настоящее время число здоровых детей школьного возраста в целом по стране не превышает 10%. Задачей современной школы является подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков. Благоприятные результаты могут быть получены за счет: • формирования способности формулировать и формировать навыки здоровьесбережения; • понимания необходимости сохранять свое здоровье как общественную и индивидуальную ценность; • формирования отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков; • профилактики вредных привычек; • формирования навыков безопасного поведения в повседневной жизни; • формирования привычки правильного питания; • формирования привычки соблюдения режима дня и личной гигиены; • формирования умения бороться со стрессовыми ситуациями; • формирования умения грамотно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; • ведения активного спортивного образа жизни. Воспитательная работа в этом направлении осуществляется через: • профилактическую деятельность классных руководителей («Уроки Здоровья», инструктажи, беседы, индивидуальная работа); • занятия физкультурой и спортом, участие в спортивных соревнованиях. • КТД соответствующей направленности; • беседы и лекции представителей органов системы профилактики, МЦРБ, лекции и беседы по электробезопасности и других специалистов. • участие в работе всероссийских проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, участие вмастер классах, посещение открытых уроков. Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах и т.п. детско-взрослых общностей, на основе базовой модели, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов: Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Проектная мастерская», направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности «Художественная самодеятельность», направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Лыжная секция», направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Модуль «РДШ»1. 1 Школьное отделение региональной общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» Деятельность школьного отделения РДШ направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. Участником школьного отделения РДШ может стать любой школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии в проектах РДШ.РДШ развивает социальную направленность личности обучающегося, привлекает школьников к различным видам активности, формирует благоприятный микроклимат для детей в школе, семье, ближайшем социальном окружении. Воспитание в РДШ осуществляется через направления: • Личностное развитие - участие в городских, региональных или российских творческих конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; на популяризацию профессий направлены уроки «ПроеКТОрия»; любовь к здоровому образу жизни прививается на соревнованиях «Веселые старты», ГТО; • Гражданская активность - волонтеры участвуют в мероприятиях, посвященных Победе и другим событиям, отправляются в социальные и экологические рейды и десанты; оказывают посильную помощь пожилым людям; осуществляют совместную работу с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения. • Информационно-медийное направление - объединяет ребят, участвующих в работе школьных редакций, детского радио; создании и поддержке интернет-странички школы и РДШ в соцсетях, организации деятельности школьного пресс-центра, в рамках Всероссийской медиашколы они учатся писать статьи, собирать фотоматериалы, вести блоги и сообщества в соцсетях. Основными формами деятельности членов РДШ являются: • • • • • участие в днях единых действий и в совместных социально значимых мероприятиях; коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших; информационно-просветительские мероприятия; разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся; организация наставничества «Дети обучают детей» и др. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности: ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года; регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.); выездные экскурсии, дистанционные экскурсии в музеи на интерактивные мультимедийные выставки проекта «Исторический парк «Россия – Моя история», на предприятия; на представления в кинотеатр, драмтеатр, цирк. Модуль «Школьные медиа» Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, мероприятий, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей; участие школьников в конкурсах школьных медиа. Модуль «Организация предметно – эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметноэстетической средой школы как: оформление интерьера школьных помещений ( коридоров, рекреаций, актового зала, окна и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия; размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе; озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха; благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.); совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг, эмблема, галстук детского движения, элементы школьной формы и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий; акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей; общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости На индивидуальном уровне: обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. Состав родительского комитета класса: Должность ФИО Телефон Родительские собрания класса: Дата • группа родителей в WhatsApp. Тема 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности». Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с - качеством проводимых общешкольных щбешклоыьнхючвдел; - качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; - качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; - качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; - качеством участия в РШД; - качеством проводимых в школе экскурсий, походов - качеством работы школьных медиа; - качеством организации предметно – эстетической среды школы; - качеством взаимодействия школы и семей школьников. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ____ класса на 2020/21 учебный год Количество учащихся по списку - 26 учащихся, из них мальчиков – ____, девочек - _______ Состав семьи: многодетные семьи № п/п ФИО ребенка Кол-во детей (возраст) малообеспеченные семьи № п/п ФИО ребенка неполные № п/п ФИО ребенка опекаемые (из них сироты) № п/п ФИО ребенка не имеющие гражданства РФ № п/п ФИО ребенка Кто из родителей отсутствует из них сироты неблагополучные № п/п ФИО ребенка причина неблагополучия Учащиеся, входящие в группу «риска» № п/п ФИО ребенка причина Учащиеся, проживающие не с родителями № п/п ФИО ребенка С кем проживает, причины Учащиеся, которых необходимо поставить на внутришкольный учет № п/п ФИО ребенка Причина Статус родителей: Статус рабочие Мать Отец служащие Образование родителей образование высшее мать отец педприниматели пенсионеры безработные прочие среднеспециальное среднее основное Бытовые условия семьи Хорошие Удовлетворительные Неудовлетворительные (кол-во, фамилии, причины Проживающие с отчимами/мачехами № п/п ФИО ребенка ФИО отчима/ мачехи Сведения о здоровье и питании детей. № п/п ФИО ребенка Группа здоровья Питание № п/п Учет занятий учащихся в кружках, секциях. ФИО ребенка В школе В ДК Анализ воспитательной работы за прошедший год Психолого-педагогическая характеристика класса. Работа с одаренными учащимися: • Выполнение творческих работ. • Подготовка сообщений к урокам литературного чтения, окружающего мира. • Подготовка и участие в олимпиадах. • Участие в конкурсах чтецов. • Развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной трудности. • Помощь сильных учащихся слабоуспевающим в шефских парах. Работа со слабоуспевающими учащимися: • Создание и работа шефских пар. • Выполнение заданий, развивающих творческие способности учащихся. • Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий. • Контроль посещения учащимися кружков а школе, проведения свободного времени. • Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими поручений. • Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответствии с их интересами. Работа с семьями учащихся 1.Исследование жилищно – бытовых условий учащихся. 2.Консультации и беседы с родителями по воспитанию детей. 3.Организация досугового времени путём вовлечения учащихся в кружки, секции и другие внешкольные учреждения. 4.Консультации родителей и детей с психологом и социальным работником. Работа с родителями Задачи: Достигнуть единства в требованиях школы и семьи к детям. Стремиться к максимальному развитию воспитательной активности родителей в семье и школе. Содействовать созданию в каждой семье условий, способствующих успешному воспитанию и обучению детей. Приёмы: Организация и проведение родительских собраний, заседаний родительского комитета. Вовлечение родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий через родительский комитет. Проведение в родительский день открытых уроков. Посещение неблагополучных семей. Организация всеобуча для родителей на родительских собраниях и индивидуально (по желанию родителей). Привлекать родителей к уборке, оформлению классного помещения. Привлекать родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий: и организация экскурсий. Организация и проведение новогоднего праздника Проводить работу по сплачиванию родительского коллектива. Список родительского комитета класса: 1. 2. 3. Трудные учащиеся: 1. 2. 3. Работа с «трудными» учащимися Работа с трудными учащимися Групповые беседы учителя с учащимися Групповые беседы родительского комитета с учащимися Индивидуальные беседы учителя с учащимися Посещение квартир Посещение квартир учащихся с целью оказания помощи в организации рабочего и свободного времени Беседа с родителями и детьми Беседы администрации школы с учащимися и родителями Индивидуальная работа с учащимися Индивидуальная работа на уроке Индивидуальная работа во внеурочное время Индивидуальные консультации до и после уроков Тематика родительских собраний Работа с учителями-предметниками изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения; изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами; выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности; развитие коммуникативных умений педагогов; сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности; помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов. Формы: проведение малых педагогических советов; индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем; привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МКОУ ООШ с.Старобухарово (2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД) Работа планируется в соответствии с модулями, составляющими раздел программы «Виды, формы, содержание деятельности». Модуль «Здоровье и безопасность», помимо общешкольных мероприятий, дополняется мероприятиями согласно планам работы учителей ФК. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» реализуется за счет планов руководителей курсов внеурочной деятельности Модуль «РДШ» реализуется через проекты общественногосударственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Модуль «Классное руководство», помимо общешкольных мероприятий, дополняется мероприятиями согласно планом воспитательной работы классных руководителей. Модуль «Школьный урок» реализуется за счет рабочих программ учителей-предметников. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» реализуется через организацию походов на природу, дистанционные экскурсии в музеи на интерактивные мультимедийные выставки проекта «Исторический парк «Россия – Моя история» Модуль «Ключевые общешкольные дела» «Классное руководство» «Здоровье и безопасность» «РДШ» «Экскурсии, экспедиции, походы» «Школьные медиа» «Организация предметно – эстетической среды» «Работа с родителями» Модуль «Ключевые общешкольные дела» «Классное руководство» «Здоровье и безопасность» «РДШ» «Экскурсии, экспедиции, походы» «Школьные медиа» «Организация предметно – эстетической среды» «Работа с родителями» Модуль 1 неделя День Знаний Сбор сведений о занятости учащихся СЕНТЯБРЬ 2 неделя 3 неделя 4 неделя Месячник безопасности Месячник безопасности Месячник безопасности ОКТЯБРЬ 2 неделя 3 неделя 4 неделя Месячник безопасности Месячник безопасности Месячник безопасности НОЯБРЬ 2 неделя 3 неделя 4 неделя День Именниника Оформление классного кабинета Индивидуальные беседы 1 неделя День Знаний Сбор сведений о занятости учащихся День Именниника Оформление классного кабинета Индивидуальные беседы 1 неделя «Ключевые общешкольные дела» «Классное руководство» «Здоровье и безопасность» «РДШ» «Экскурсии, экспедиции, походы» «Школьные медиа» «Организация предметно – эстетической среды» «Работа с родителями» Модуль «Ключевые общешкольные дела» «Классное руководство» «Здоровье и безопасность» «РДШ» «Экскурсии, экспедиции, походы» «Школьные медиа» «Организация предметно – эстетической среды» «Работа с родителями» Модуль «Ключевые общешкольные дела» «Классное руководство» «Здоровье и безопасность» День Знаний Сбор сведений о занятости учащихся День Именниника Месячник безопасности Месячник безопасности Месячник безопасности ДЕКАБРЬ 2 неделя 3 неделя 4 неделя Месячник безопасности Месячник безопасности Месячник безопасности ЯНВАРЬ 2 неделя 3 неделя 4 неделя Месячник безопасности Месячник безопасности Оформление классного кабинета Индивидуальные беседы 1 неделя День Знаний Сбор сведений о занятости учащихся День Именниника Оформление классного кабинета Индивидуальные беседы 1 неделя День Знаний Сбор сведений о занятости учащихся День Именниника Месячник безопасности «РДШ» «Экскурсии, экспедиции, походы» «Школьные медиа» «Организация предметно – эстетической среды» «Работа с родителями» Модуль «Ключевые общешкольные дела» «Классное руководство» «Здоровье и безопасность» «РДШ» «Экскурсии, экспедиции, походы» «Школьные медиа» «Организация предметно – эстетической среды» «Работа с родителями» Модуль «Ключевые общешкольные дела» «Классное руководство» «Здоровье и безопасность» «РДШ» «Экскурсии, экспедиции, походы» «Школьные медиа» Оформление классного кабинета Индивидуальные беседы 1 неделя День Знаний Сбор сведений о занятости учащихся ФЕВРАЛЬ 2 неделя 3 неделя 4 неделя Месячник безопасности Месячник безопасности Месячник безопасности МАРТ 2 неделя 3 неделя 4 неделя Месячник безопасности Месячник безопасности День Именниника Оформление классного кабинета Индивидуальные беседы 1 неделя День Знаний Сбор сведений о занятости учащихся День Именниника Месячник безопасности «Организация предметно – эстетической среды» «Работа с родителями» Оформление классного кабинета Модуль «Ключевые общешкольные дела» «Классное руководство» 1 неделя День Знаний «Здоровье и безопасность» «РДШ» «Экскурсии, экспедиции, походы» «Школьные медиа» «Организация предметно – эстетической среды» «Работа с родителями» Модуль «Ключевые общешкольные дела» «Классное руководство» «Здоровье и безопасность» «РДШ» «Экскурсии, экспедиции, походы» «Школьные медиа» «Организация предметно – эстетической среды» «Работа с родителями» Индивидуальные беседы Сбор сведений о занятости учащихся АПРЕЛЬ 2 неделя 3 неделя 4 неделя Месячник безопасности Месячник безопасности Месячник безопасности МАЙ 2 неделя 3 неделя 4 неделя Месячник безопасности Месячник безопасности День Именниника Оформление классного кабинета Индивидуальные беседы 1 неделя День Знаний Сбор сведений о занятости учащихся День Именниника Месячник безопасности Оформление классного кабинета Индивидуальные беседы Циклограмма классного руководителя Ежедневно: - работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия; организация дежурства в классе; - индивидуальная работа с учащимися по вопросам учёбы, дисциплины и т. д. - организация питания в школьной столовой Еженедельно: - проверка дневников, - работа с электронным журналом Каждый месяц: - организация детей для участия в общешкольных мероприятиях; - классный час; -инструктажи. Один раз в четверть: - оформление классного журнала; - проведение родительского собрания. Один раз в год: - оформление документации; - анализ выполнения работы за год и составление плана на следующий год. По ситуации: - индивидуальная работа с семьями; - работа с учителями – предметниками; - посещение уроков в классе. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)