Рабочая программа по воспитанию в начальных классах

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательное школа с. Старобухарово
УТВЕРЖДЕНО

Приказ № _____ от ____2020 г

Директор МКОУ ООШ с.Старобухарово
С.И.Янбекова.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

__ класса

МКОУ ООШ с.Старобухарово

на 2020-2021 учебный год

Классный руководитель: ___
__________________

с.Старобухарово
2020 г.

Пояснительная записка.
Данная рабочая программа воспитания разработана на основе Примерной программы воспитания,
утвержденной 2 июня 2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по
общему образованию ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии
образования», Программы воспитания МКОУ ООШ с.Старобухарово. Программа направлена на
решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания в
соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся,
формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из
результатов реализации программы является приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во
ФГОС: формирования у обучающихся основ российской идентичности; готовности обучающихся к
саморазвитию; мотивации к познанию и обучению; ценностных установок и социально-значимых
качеств личности; активного участия в социально-значимой деятельности.
Современный
национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого
воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких
как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется
общая цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими
знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении
ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими
соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и
отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых
дел).
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Цель воспитательной работы школа на 2020/2021 учебный год: совершенствование
воспитательной деятельности, способствующей развитию нравственной, физически здоровой
личности, способной к творчеству и самоопределению.
В воспитании детей младшего школьного возраста является создание благоприятных условий
для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того
общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для
ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе;
подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы,
не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать
хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере
возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с
ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим
на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и
действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности
следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его
вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих
основных задач:
ререализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
1)
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и ана
лиза в школьном сообществе;
2)
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3)
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения
, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их вос
питательные возможности;
4)
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддержив
ать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5)
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализов
ывать их воспитательный потенциал;
6)
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный по
тенциал;
7)
развивать предметно – эстетическую среду школы и реализовать ее воспитат
ельные возможности;
8)
организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития д
етей.
2. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем
модуле.
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие
большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и
анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый
коллектив.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:
На внешкольном уровне:

социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые

школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума:
-патриотическая акция «Бессмертный полк» (проект запущен по инициативе и при
непосредственном участии Школы, с 9 мая 2016 года шествие жителей с. Старобухарово с
портретами ветеранов Великой Отечественной войны проходит ежегодно);
-экологическая акция «Чистое село», «Чистая река» (в уборке центральной улицы и берега реки
Бисерть активно участвуют не только дети, но и родители);
-акция «Письмо солдату» (накануне Дня защитника Отечества школьники готовят
творчески оформленные письма и отправляют их по почте выпускникам школы, проходящим на
данный момент срочную службу в Армии) и др.

открытые дискуссионные площадки – комплекс открытых дискуссионных площадок.
- общешкольные родительские и ученические собрания, которые проводятся регулярно, в их
рамках обсуждаются насущные проблемы;
- Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо профилактических
мероприятий с обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся с представителями
Управления образования, КДН и ЗП, ПДН);

проводимые для жителей поселка и организуемые совместно с семьями учащихся
спортивные состязания, праздники, представления, которые открывают возможности для
творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих:
- спортивно-оздоровительная деятельность: соревнования по лёгкой атлетике, лыжным гонкам,
футболу между выпускниками школы и старшеклассниками; состязания «Зарница», «Веселые
старты» и т.п. с участием родителей в командах;
- досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню
матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием родителей, бабушек и дедушек;
-концерты в сельском Доме культуры с вокальными, танцевальными выступлениями школьников
в День пожилого человека, День защиты ребенка, на Масленицу, 8 Марта, 9 Мая и др.;
- мероприятия, связанные с сохранением традиций и обычаем своего народа: Неделя марийской
культуры, новогодние святки - «Шорыкйол», праздник Весны - «Пеледыш пайрем» и др.
На школьном уровне:

общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:
-День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная обучающимися,
проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей Школы);
-праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники,
День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, выпускные вечера, «Первый
звонок», «Последний звонок» и др.;
-Предметные недели (литературы, русского и английского языков; математики, физики,
биологии и химии; истории, обществознания и географии; начальных классов);
-День науки (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита)

торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую
ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и
развивающие школьную идентичность детей:
- «Посвящение в первоклассники»;
- «Первый звонок»;
- «Последний звонок».

церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в
жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в

развитие школы:
-еженедельные общешкольные линейки (по понедельникам) с вручением грамот и благодарностей;
-награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного года
Похвальными листами и грамотами обучающихся, а также классов, победивших в конкурсе
«Лучший класс школы».
На уровне классов:

выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;

участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;

проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел,
участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных
советов дела.
На индивидуальном уровне:

вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);

индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;

наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с
педагогами и другими взрослыми;

при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером
для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за
тот или иной фрагмент общей работы.
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом
класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями,
преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:

инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел
с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной
стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с
учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога
и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки
активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения
и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.

сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование;
однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями;
празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные

«огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в
жизни класса.
выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и
правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:

изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с
результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его
классе учителями;

поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным
руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;

индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных
портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным
руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои
успехи и неудачи.

коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными
представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность
за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:

регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам
воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на школьников;

привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной,
обстановке;

привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения
усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни
класса в целом;

помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;

создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;

привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;

организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных
на сплочение семьи и школы.

Циклограмма работы классного руководителя
Понедельник – беседа с учащимися, психологом.
Вторник – работа с документацией.
Среда – проверка состояния тетрадей.
Четверг – тематические классные часы.
Пятница – Индивидуальная работа с родителями (посещение на дому, звонки, собрание
родительского комитета).
Один раз в месяц генеральная уборка кабинета.
Модуль «Здоровье и безопасность»
Согласно статьям 28, 41, 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь
и здоровье детей, создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья
обучающихся. В условиях сохраняющейся тенденции ухудшения состояния здоровья
подрастающего поколения деятельность по сохранению, укреплению и формированию здоровья
школьников рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития
российского общества. В состоянии здоровья детей и подростков, являющихся интеллектуальным,
кадровым, оборонным потенциалом общества и государства, сформировались устойчивые
негативные тенденции: растет заболеваемость, ухудшается физическое развитие, прогрессивно
увеличивается распространенность факторов риска формирования здоровья и развития. В
настоящее время число здоровых детей школьного возраста в целом по стране не превышает 10%.
Задачей
современной школы является подготовка ученика к самостоятельной жизни,
формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни,
обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков. Благоприятные
результаты могут быть получены за счет:
• формирования способности формулировать и формировать навыки здоровьесбережения; •
понимания необходимости сохранять свое здоровье как общественную и индивидуальную
ценность;
• формирования отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе
наркотиков;
• профилактики вредных привычек;
• формирования навыков безопасного поведения в повседневной жизни;
• формирования привычки правильного питания;
• формирования привычки соблюдения режима дня и личной гигиены;
• формирования умения бороться со стрессовыми ситуациями;
• формирования умения грамотно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
• ведения активного спортивного образа жизни.
Воспитательная работа в этом направлении осуществляется через:
• профилактическую деятельность классных руководителей («Уроки Здоровья», инструктажи,
беседы, индивидуальная работа);
• занятия физкультурой и спортом, участие в спортивных соревнованиях.
• КТД соответствующей направленности;
• беседы и лекции представителей органов системы профилактики, МЦРБ, лекции и беседы по
электробезопасности и других специалистов.
• участие в работе всероссийских проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, участие
вмастер классах, посещение открытых уроков.
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению

их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства
мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им
возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе
важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия
в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах и т.п. детско-взрослых общностей, на основе базовой
модели, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально
значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках
следующих выбранных школьниками ее видов:
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Проектная мастерская»,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их
любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое

мировоззрение и научную картину мира.
Художественное
творчество.
Курсы
внеурочной
деятельности
«Художественная
самодеятельность», направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование
чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к
культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Лыжная
секция», направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения
к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности,
формирование установок на защиту слабых.
Модуль «РДШ»1.
1
Школьное

отделение региональной общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское

движение школьников»

Деятельность школьного отделения РДШ направлена на воспитание подрастающего поколения,
развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости
школьников. Участником школьного отделения РДШ может стать любой школьник старше 8 лет.
Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии в проектах РДШ.РДШ развивает
социальную направленность личности обучающегося, привлекает школьников к различным видам
активности, формирует благоприятный микроклимат для детей в школе, семье, ближайшем
социальном окружении.
Воспитание в РДШ осуществляется через направления:
•
Личностное развитие - участие в городских, региональных или российских
творческих конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь
другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; на популяризацию профессий
направлены уроки «ПроеКТОрия»; любовь к здоровому образу жизни прививается на
соревнованиях «Веселые старты», ГТО;
•
Гражданская активность - волонтеры участвуют в мероприятиях, посвященных
Победе и другим событиям, отправляются в социальные и экологические рейды и десанты;
оказывают посильную помощь пожилым людям; осуществляют совместную работу с
учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных
мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных
учреждений и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт
гражданского поведения.
•
Информационно-медийное направление - объединяет ребят, участвующих в работе
школьных редакций, детского радио; создании и поддержке интернет-странички школы и РДШ в
соцсетях, организации деятельности школьного пресс-центра, в рамках Всероссийской медиашколы они учатся писать статьи, собирать фотоматериалы, вести блоги и сообщества в соцсетях.
Основными формами деятельности членов РДШ являются:

•
•
•
•
•

участие в днях единых действий и в совместных социально значимых мероприятиях;
коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших;
информационно-просветительские мероприятия;
разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся;
организация наставничества «Дети обучают детей» и др.

Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об
окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно

относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей,
обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные
возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:



ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и
родителями школьников, после окончания учебного года;



регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их
классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.);



выездные экскурсии, дистанционные экскурсии в музеи на интерактивные
мультимедийные выставки проекта «Исторический парк «Россия – Моя история», на предприятия;
на представления в кинотеатр, драмтеатр, цирк.

Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков
общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный
потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих
их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету) наиболее интересных
моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, мероприятий, кружков,
секций, деятельности органов ученического самоуправления; размещение созданных детьми
рассказов, стихов, сказок, репортажей;

участие школьников в конкурсах школьных медиа.
Модуль «Организация предметно – эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства
вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметноэстетической средой школы как:

оформление интерьера школьных помещений ( коридоров, рекреаций, актового зала, окна
и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения
негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;

размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с
работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе;

озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во
дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников
разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить
свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;

благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и
творческие способности, создающее повод для длительного

общения классного руководителя со своими детьми;

событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий
(праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.);


совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики
(флаг, эмблема, галстук детского движения, элементы школьной формы и т.п.), используемой как в
школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации –
во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных
происходящих в жизни школы знаковых событий;

акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической
среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более
эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи
и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:

Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и решении
вопросов воспитания и социализации их детей;

общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;

педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого
родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются собственным
творческим опытом и находками в деле воспитания детей;

взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается информация,
предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости
На индивидуальном уровне:

обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;

участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.

Состав родительского комитета класса:
Должность
ФИО
Телефон

Родительские собрания класса:
Дата

• группа родителей в WhatsApp.

Тема

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой
школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания
и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим
воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на
изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной
работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников,
ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат
как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по
воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического
объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития
школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший
учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над
чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и
взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью
школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами,
лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные
результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
- качеством проводимых общешкольных щбешклоыьнхючвдел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;

- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством участия в РШД;
- качеством проводимых в школе экскурсий, походов
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно – эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект
направленных на это управленческих решений.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ
____ класса на 2020/21 учебный год
Количество учащихся по списку - 26 учащихся,
из них мальчиков – ____, девочек - _______
Состав семьи:
многодетные семьи
№ п/п ФИО ребенка

Кол-во детей (возраст)

малообеспеченные семьи
№ п/п ФИО ребенка

неполные
№ п/п ФИО ребенка

опекаемые (из них сироты)
№ п/п ФИО ребенка

не имеющие гражданства РФ
№ п/п ФИО ребенка

Кто из родителей отсутствует

из них сироты

неблагополучные
№ п/п ФИО ребенка

причина неблагополучия

Учащиеся, входящие в группу «риска»
№ п/п ФИО ребенка

причина

Учащиеся, проживающие не с родителями
№ п/п ФИО ребенка

С кем проживает, причины

Учащиеся, которых необходимо поставить на внутришкольный учет
№ п/п ФИО ребенка
Причина

Статус родителей:
Статус
рабочие
Мать
Отец

служащие

Образование родителей
образование
высшее
мать
отец

педприниматели пенсионеры безработные прочие

среднеспециальное среднее

основное

Бытовые условия семьи
Хорошие
Удовлетворительные
Неудовлетворительные (кол-во, фамилии, причины
Проживающие с отчимами/мачехами
№ п/п ФИО ребенка

ФИО отчима/ мачехи

Сведения о здоровье и питании детей.
№ п/п

ФИО ребенка

Группа здоровья

Питание

№ п/п

Учет занятий учащихся в кружках, секциях.
ФИО ребенка
В школе

В ДК

Анализ воспитательной работы за прошедший год
Психолого-педагогическая характеристика класса.
Работа с одаренными учащимися:
• Выполнение творческих работ.
• Подготовка сообщений к урокам литературного чтения, окружающего мира.
• Подготовка и участие в олимпиадах.
• Участие в конкурсах чтецов.
• Развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной
трудности.
• Помощь сильных учащихся слабоуспевающим в шефских парах.
Работа со слабоуспевающими учащимися:
• Создание и работа шефских пар.
• Выполнение заданий, развивающих творческие способности учащихся.
• Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий.
• Контроль посещения учащимися кружков а школе, проведения свободного времени.
• Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими поручений.
• Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответствии с их интересами.
Работа с семьями учащихся
1.Исследование жилищно – бытовых условий учащихся.
2.Консультации и беседы с родителями по воспитанию детей.
3.Организация досугового времени путём вовлечения учащихся в кружки, секции и другие
внешкольные учреждения.
4.Консультации родителей и детей с психологом и социальным работником.
Работа с родителями
Задачи:
Достигнуть единства в требованиях школы и семьи к детям.
Стремиться к максимальному развитию воспитательной активности родителей в семье и школе.
Содействовать созданию в каждой семье условий, способствующих успешному воспитанию и
обучению детей.
Приёмы:
Организация и проведение родительских собраний, заседаний родительского комитета.
Вовлечение родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий через
родительский комитет.
Проведение в родительский день открытых уроков.
Посещение неблагополучных семей.
Организация всеобуча для родителей на родительских собраниях и индивидуально (по желанию
родителей).
Привлекать родителей к уборке, оформлению классного помещения.

Привлекать родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий: и организация
экскурсий.
Организация и проведение новогоднего праздника
Проводить работу по сплачиванию родительского коллектива.
Список родительского комитета класса:
1.
2.
3.
Трудные учащиеся:
1.
2.
3.
Работа с «трудными» учащимися
Работа с трудными учащимися
Групповые беседы учителя с учащимися
Групповые беседы родительского комитета с
учащимися
Индивидуальные беседы учителя с учащимися
Посещение квартир
Посещение квартир учащихся с целью
оказания помощи в организации рабочего и
свободного времени
Беседа с родителями и детьми
Беседы администрации школы с учащимися
и родителями

Индивидуальная работа с учащимися
Индивидуальная работа на уроке
Индивидуальная работа во внеурочное время
Индивидуальные консультации до и после
уроков

Тематика родительских собраний










Работа с учителями-предметниками
изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
развитие коммуникативных умений педагогов;
сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
Формы:
проведение малых педагогических советов;
индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем;
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МКОУ ООШ с.Старобухарово
(2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД)
Работа планируется в соответствии с модулями, составляющими раздел программы «Виды,
формы, содержание деятельности». Модуль «Здоровье и безопасность», помимо общешкольных
мероприятий, дополняется мероприятиями согласно планам работы учителей ФК. Модуль
«Курсы внеурочной деятельности» реализуется за счет планов руководителей курсов
внеурочной деятельности Модуль «РДШ» реализуется через проекты общественногосударственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Модуль
«Классное руководство», помимо общешкольных мероприятий, дополняется мероприятиями
согласно планом воспитательной работы классных руководителей. Модуль «Школьный урок»

реализуется за счет рабочих программ учителей-предметников. Модуль «Экскурсии, экспедиции,
походы» реализуется через организацию походов на природу, дистанционные экскурсии в музеи
на интерактивные мультимедийные выставки проекта «Исторический парк «Россия – Моя
история»
Модуль
«Ключевые
общешкольные
дела»
«Классное
руководство»
«Здоровье и
безопасность»
«РДШ»
«Экскурсии,
экспедиции,
походы»
«Школьные
медиа»
«Организация
предметно –
эстетической
среды»
«Работа с
родителями»

Модуль
«Ключевые
общешкольные
дела»
«Классное
руководство»
«Здоровье и
безопасность»
«РДШ»
«Экскурсии,
экспедиции,
походы»
«Школьные
медиа»
«Организация
предметно –
эстетической
среды»
«Работа с
родителями»
Модуль

1 неделя
День Знаний
Сбор сведений о
занятости
учащихся

СЕНТЯБРЬ
2 неделя

3 неделя

4 неделя

Месячник
безопасности

Месячник
безопасности

Месячник
безопасности

ОКТЯБРЬ
2 неделя

3 неделя

4 неделя

Месячник
безопасности

Месячник
безопасности

Месячник
безопасности

НОЯБРЬ
2 неделя

3 неделя

4 неделя

День
Именниника

Оформление
классного
кабинета
Индивидуальные
беседы

1 неделя
День Знаний
Сбор сведений о
занятости
учащихся

День
Именниника

Оформление
классного
кабинета
Индивидуальные
беседы
1 неделя

«Ключевые
общешкольные
дела»
«Классное
руководство»
«Здоровье и
безопасность»
«РДШ»
«Экскурсии,
экспедиции,
походы»
«Школьные
медиа»
«Организация
предметно –
эстетической
среды»
«Работа с
родителями»
Модуль
«Ключевые
общешкольные
дела»
«Классное
руководство»
«Здоровье и
безопасность»
«РДШ»
«Экскурсии,
экспедиции,
походы»
«Школьные
медиа»
«Организация
предметно –
эстетической
среды»
«Работа с
родителями»

Модуль
«Ключевые
общешкольные
дела»
«Классное
руководство»
«Здоровье и
безопасность»

День Знаний
Сбор сведений о
занятости
учащихся

День
Именниника
Месячник
безопасности

Месячник
безопасности

Месячник
безопасности

ДЕКАБРЬ
2 неделя

3 неделя

4 неделя

Месячник
безопасности

Месячник
безопасности

Месячник
безопасности

ЯНВАРЬ
2 неделя

3 неделя

4 неделя

Месячник
безопасности

Месячник
безопасности

Оформление
классного
кабинета
Индивидуальные
беседы
1 неделя
День Знаний
Сбор сведений о
занятости
учащихся

День
Именниника

Оформление
классного
кабинета
Индивидуальные
беседы

1 неделя
День Знаний
Сбор сведений о
занятости
учащихся

День
Именниника
Месячник
безопасности

«РДШ»
«Экскурсии,
экспедиции,
походы»
«Школьные
медиа»
«Организация
предметно –
эстетической
среды»
«Работа с
родителями»

Модуль
«Ключевые
общешкольные
дела»
«Классное
руководство»
«Здоровье и
безопасность»
«РДШ»
«Экскурсии,
экспедиции,
походы»
«Школьные
медиа»
«Организация
предметно –
эстетической
среды»
«Работа с
родителями»
Модуль
«Ключевые
общешкольные
дела»
«Классное
руководство»
«Здоровье и
безопасность»
«РДШ»
«Экскурсии,
экспедиции,
походы»
«Школьные
медиа»

Оформление
классного
кабинета
Индивидуальные
беседы

1 неделя
День Знаний
Сбор сведений о
занятости
учащихся

ФЕВРАЛЬ
2 неделя

3 неделя

4 неделя

Месячник
безопасности

Месячник
безопасности

Месячник
безопасности

МАРТ
2 неделя

3 неделя

4 неделя

Месячник
безопасности

Месячник
безопасности

День
Именниника

Оформление
классного
кабинета
Индивидуальные
беседы
1 неделя
День Знаний
Сбор сведений о
занятости
учащихся

День
Именниника
Месячник
безопасности

«Организация
предметно –
эстетической
среды»
«Работа с
родителями»

Оформление
классного
кабинета

Модуль
«Ключевые
общешкольные
дела»
«Классное
руководство»

1 неделя
День Знаний

«Здоровье и
безопасность»
«РДШ»
«Экскурсии,
экспедиции,
походы»
«Школьные
медиа»
«Организация
предметно –
эстетической
среды»
«Работа с
родителями»
Модуль
«Ключевые
общешкольные
дела»
«Классное
руководство»
«Здоровье и
безопасность»
«РДШ»
«Экскурсии,
экспедиции,
походы»
«Школьные
медиа»
«Организация
предметно –
эстетической
среды»
«Работа с
родителями»

Индивидуальные
беседы

Сбор сведений о
занятости
учащихся

АПРЕЛЬ
2 неделя

3 неделя

4 неделя

Месячник
безопасности

Месячник
безопасности

Месячник
безопасности

МАЙ
2 неделя

3 неделя

4 неделя

Месячник
безопасности

Месячник
безопасности

День
Именниника

Оформление
классного
кабинета
Индивидуальные
беседы
1 неделя
День Знаний
Сбор сведений о
занятости
учащихся

День
Именниника
Месячник
безопасности

Оформление
классного
кабинета
Индивидуальные
беседы

Циклограмма классного руководителя
Ежедневно:
- работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия; организация дежурства в классе;
- индивидуальная работа с учащимися по вопросам учёбы,
дисциплины и т. д.
- организация питания в школьной столовой
Еженедельно:
- проверка дневников,
- работа с электронным журналом
Каждый месяц:
- организация детей для участия в общешкольных мероприятиях;
- классный час;
-инструктажи.
Один раз в четверть:
- оформление классного журнала;
- проведение родительского собрания.
Один раз в год:
- оформление документации;
- анализ выполнения работы за год и составление плана на
следующий год.
По ситуации:
- индивидуальная работа с семьями;
- работа с учителями – предметниками;
- посещение уроков в классе.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».